Бернар ВЕРБЕР ШКОЛА ЮНЫХ БОГОВ Перевод И.Найденкова --------------------------------------------------------------- (с) И.Найденков (перевод) Все права сохранены. Текст помещен в архив TarraNova с разрешения переводчика. Любое коммерческое использование данного текста без ведома и согласия переводчика запрещено. --------------------------------------------------------------- Я никогда не любил школу. Но в этом году решил стиснуть зубы и добиться высоких результатов. Мне повезло, что у меня были хорошие инструменты. Для создания миров обычно используется самое совершенное оборудование: ручное управление, плоский экран с 8 миллиардами цветов, функция зуммирования, возможность подавать команды голосом и даже генератор молний, управляемый джойстиком. Я занимался в группе юных богов, а поэтому мне разрешалось делать только миры-черновики. В начальных классах я уже научился создавать из глины метеориты и даже небольшие луны, то есть спутники планет без атмосферы. Но все они были лишь мертвыми каменными глыбами. В этом году меня перевели в старший класс, в котором мы должны были освоить управление племенами живых существ IV класса. Объясняю для тех, кто не в курсе: к I классу относятся растения, ко П - бактерии и амебы, к Ш - животные, не обладающие разумом, такие, к примеру, как страус, гиппопотам, гремучая змея, мальтийский олень или землеройка - в общем, ничего особенно интересного. В IV класс включены социальные животные, обладающие разумом - люди, муравьи и крысы (последними, кстати, управлять труднее всего). Когда имеешь дело с людьми, то сначала тебе поручают работать с отдельными индивидуумами, и только несколько позже ты переходишь к так называемым "народам". Отдельные особи - это сравнительно просто. Берешь на себя заботу об определенной человеческой личности и следишь за ней от рождения и до смерти. Люди, особенно земляне, бывают весьма трогательны со своими неограниченными желаниями, постоянными тревогами и непреодолимой потребностью верить во что-нибудь - неважно, во что. Они то и дело обращаются к вам с мольбой исполнить их очередное желание, и мы - каждый на свой манер - стараемся помочь им. Мы даем им возможность выиграть в лото, позволяем встретиться с настоящей любовью или, в зависимости от нашего настроения, устраиваем им автомобильные катастрофы, сердечные приступы и трещины в стенах домов. Это просто умора. Я занимался многими особями, маленькими и большими, толстыми и тонкими, богатыми и бедными. Я предоставлял им возможность выиграть теннисный турнир, я заставлял их относиться с почтением к высшим существам (то есть, к нам), присутствие которых они улавливают каким-то шестым чувством. Я заводил старушек в крапиву, бросал тиранов в темницы, потакал ханжам в реализации их дурных наклонностей. Когда ты для кого-то являешься всем - почему бы и не позабавиться? Но иметь дело всего с одним человеком - занятие довольно примитивное. Ты просто не имеешь возможности использовать на всю катушку свои божественные мозги. Даже сделав людей абсолютно покорными, суеверными и озабоченными выполнением малейших наших капризов, ты не чувствуешь подлинного удовлетворения властью над ними. Люди - наши рабы; но они могут как радовать, так и огорчать нас. И когда они нас огорчают, то у нас остается один выход - наказать их. Но это так легко... пожалуй, даже слишком легко. Впрочем, иметь дело с людским стадом гораздо интереснее. Хорошо известно, что народы - более сложные крупные структуры . В то же время, с ними нужно обращаться более деликатно, чем с отдельными личностями. Нет ничего более свирепого и жестокого, чем народ. От него всегда можно ожидать самой непредвиденной реакции: то они замышляют революцию, то голосуют за левые силы, прежде, чем вы успеете подготовиться к этому. И вы всегда должны держать народ в узде. Это словно горячий конь; в любой момент он может или сбросить вас в канаву, или помчаться с вами в какое-нибудь волшебное место. В классах четвертого уровня, где я оказался в этом году, мне предложили в качестве первого упражнения управление небольшим племенем, насчитывавшим не более ста человек. Я проверил переданный мне материал: несколько дряхлых стариков и немощных больных, но и достаточное количество крепких молодых мужчин, способных сооружать хижины из веток и входить в состав вооруженной милиции. Поскольку климат в месте их обитания был теплым и влажным, а я, к тому же, научил их выращивать и использовать в пищу перец, то я надеялся на быстрый рост численности племени. Должен признаться, что в мечтах я уже видел, как моя банда оборванцев распространяется во все стороны, словно молоко волшебного горшочка из басни Лафонтена, постепенно завладевая всем миром. Но я не учел, что был не один такой умный. Все прочие юные боги, проходившие обучение наравне со мной, тоже получили по небольшому племени, чтобы научиться управлять народами. Мои одноклассники одновременно были и моими конкурентами. За нами следили и оценивали наши действия высшие боги, давно съевшие собаку в деле сотворения миров. Это были старики-бородачи, обожавшие читать нравоучения своим ученикам. Если ты бог, то нужно делать это и нельзя делать то. Ты должен держаться прямо и величественно. Нельзя богохульствовать, залезать пальцем в нос, оставлять пятна на одеянии, когда ты поедаешь жертвенного ягненка. Нужно следить за своими инструментами и каждое утро перезаряжать генератор молний... И так далее, и тому подобное. Каторга, да и только. Какой смысл в преклонении этих жалких человечков, если над тобой в любое время могут всласть поизмываться старые скряги-моралисты? Ладно, хватит хныкать. Мы все же уважаем стариков. Некоторые из них в свое время были настоящими мастерами, которые сумели создать устойчивые и творческие цивилизации. Во время занятий преподаватели обычно начинают с самых общих положений: какими характеристиками должен обладать достойный уважения народ, как контролировать смертность и рождаемость своих подопечных, что обязательно следует сохранять в равновесном состоянии, как обновлять элиту общества, какие трюки можно использовать, чтобы справиться с наиболее упрямыми народами ( среди них наиболее популярными были такие приемы, как появление в пещерах девственниц, телепатические контакты с пастушками и так далее). Она также сообщали нам о главных ошибках, которых следовало избегать - начиная с выбора места для возведения городов (подальше от активных вулканов, в стороне от низких побережий, которые могут подвергаться действию цунами и нападениям морских разбойников) и кончая цикличностью революций и приемами военного дела. Первый мой "народ-упражнение", с которым мне довелось работать, был черновым народом типа шумеров. Настоящие дикари. Я разместил их возле холма, где они по моему совету начали выращивать злаки, приручать лошадей и строить хижины из самана, то есть, заниматься тем, что мне представлялось азбукой социальной эволюции. Надо сказать вам, что советы я даю или вождю, или главному шаману, обращаясь к ним обычно с помощью сновидений, иначе они ничего не поймут из тех примет, которые я в изобилии рассеиваю в природе: это и камни, покрытые штриховкой, образующей подобие рисунков, и полет птиц, и появление поросят с двумя головами и тому подобное. И все же мой первый мир оказался неудачным. Мои шумеры забыли изобрести глиняную утварь; поэтому у них не было налажено производство больших кувшинов для хранения запасов зерна. Они могли собрать хороший урожай, но зимой все их запасы портились во время хранения в погребах. Поэтому мои подопытные шумеры постоянно недоедали и были неважными воинами. Это хорошо известно - воевать следует с полным желудком. При первом же вторжении пиратов-викингов мои голодные шумеры были разгромлены могучими воинами с туго набитыми животами. Это было настоящее избиение. Да, так глупо промахнуться с глиняными горшками - это как-то обидно. Но в этой истории есть своя логика: все знают такие крупные изобретения, как порох, паровой двигатель, компас - и часто забывают, что еще раньше были сделаны многочисленные изобретения, более мелкие, но позволявшие народам выживать в трудные времена. Никому не известен изобретатель гончарного круга, но я гарантирую вам, что без этого устройства вы далеко не уйдете. Я дорого заплатил, чтобы понять это. За своих шумеров, оказавшихся слишком примитивными, я заработал весьма низкую оценку от богов-экзаменаторов. Всего 3 балла из 20. Наш главный проф свирепо вытаращился на меня. О, в гневе он выглядит очень внушительно, этот Юпитер 5. Его волосы начинают светиться, с клыков в разинутой пасти срываются молнии. Он принадлежит к тому типу педагогов, которых лучше не выводить из себя даже такой милой шуткой, как намазанный клеем стул. В конце концов он успокоился. Он с огорчением посмотрел на меня и сказал, что мои шумеры гроша ломаного не стоили, и если я буду продолжать в том же духе, то рискую стать божеством огурцов. Это одно из уничижительных прозвищ в нашей среде. Когда о ком-то говорят, что это бог огурцов или бог кораллов, то это означает, что он не умеет управлять группами разумных существ и его лучше оставить работать с созданиями, относящимися к Ш или даже П классу. Юпитер 5 долго поносил меня, и я ушел от него понурившись. Нет, больше я не позволю никаким пиратам портить мне настроение. Пусть даже это будут викинги. Конечно, вас может удивить, откуда взялись какие-то пираты, которые напали на мой народ. Но я должен сообщить вам, что во время практических занятий все юные боги работают одновременно. Мы все вместе сидим в классе, управляя каждый своей паствой. Среди нас в ходу поговорка: "Каждому богу свои люди - и его стада останутся в сохранности". В общем, этот трюк с пиратами устроил мой сосед Вотан 4, малоизвестный иностранный бог, молодой человек с ветром в голове. Я с достоинством задрапировался в свою белую тогу, решив при малейшей возможности отомстить ему той же монетой. Пусть только его викинги попробуют еще раз порезвиться в моих краях! Нет, я научу своих людей строить фортификации по чертежам самого великого Вобана... И смеяться будет тот, кто смеется последний. В классе каждый из нас носит имя какого-нибудь древнего бога с номером. Надо признать, что в нашей профессии, как и во всех других, тоже не обходится без протекции. Среди нас полно маменькиных сыночков, рассчитывающих когда-нибудь без особых усилий встать за кормило мира достаточно солидных размеров. Первое поколение богов создало несколько основных линий потомства, и с тех пор мы, их внуки, продолжаем дело, начатое великими предками. У нас не часто появляются новички. Конечно, иногда возникают секты, провозглашающие своих богов, но эти фальшивые идолы не могут вызвать ничего, кроме улыбки, стоить только подумать об их глупых молитвах, которые даже не зарифмованы, и жалких храмах, разваливающихся сразу после постройки. Иногда эти сектантские боги пытаются повысить свой ранг и создать собственную наследственную линию. Однако, должен сказать вам, все места в пантеоне давно заняты, и двери туда отнюдь не держат распахнутыми настежь для всех желающих. Нужно, чтобы новоиспеченный божок совершил нечто действительно необыкновенное, чтобы его повысили в степени и он смог создать новую династию. Все юные боги соперничают друг с другом. Иногда все же случается, что мы поднимаемся над частными разногласиями, чтобы заключить стратегический союз. При этом, каждый участник имеет в виду свою выгоду. Мы обмениваемся технологиями, подобно тому, как дети обмениваются марками, стараемся использовать все возможности, чтобы укрепить положение своего народа. Например, мне всегда удается достичь взаимопонимания с Кецалькоатлем 12. Это ацтек, который научил меня вытачивать наконечники стрел из обсидиана. Но если мне и не удается получить подсказку от приятеля, я всегда могу исподтишка подглядывать за экранами моих соседей, чтобы отслеживать их военные маневры или копировать идею какого-нибудь изобретения, о котором сам не подумал. Неважно, какие средства мы используем, главное - успешно сдать божественный экзамен. Он немного напоминает игру в теннис, устроенную по правилам турнира. В каждом круге проигравшие народы выбывают из соревнования, пока, наконец, не остаются две главных силы для участия в финале. Я проиграл свой первый божественный турнир уже в одной восьмой финала, но мне удалось извлечь для себя крайне важный урок. Второй "народ-упражнение", которым я управлял на очередном экзамене, был народ египетского типа. Весьма приличная публика. Я послал им Иосифа, который увидел сон про тощих и тучных коров (этот трюк с Иосифом когда-то придумал сам Иегова, но в турнирах не запрещено использовать применявшиеся ранее приемы). Египтяне сделали вывод, что они должны изготовить достаточное количество сосудов для хранения зерна. В результате мой маленький народ провел зиму в свое удовольствие (потрясающая роскошь - я даже придумал для них праздник, когда в течение целого дня люди объедались, словно свиньи). Короче говоря, мои египтяне процветали на протяжении двух тысяч лет и протянули даже за пределы этого рокового срока. Египтяне воздвигли настоящие небоскребы с пирамидальными вершинами, создали свои модели автомобилей довольно пестрой раскраски, а также множество других безделушек 2000 года, измененных и приспособленных к египетской цивилизации. Все было очень экономично и рационально. Я даже позволил себе отправить на запад трирему и не без удивления обнаружил, что мой мир был сферическим. Можно быть всемогущим божеством, но открывать свой мир через посредство глаз своих подданных. Мне никогда не приходилось всерьез изучать свою планету, и то, что мои странники вернулись к отправной точке своего путешествия, плывя все время в одном направлении, удивило и позабавило меня. Но даже со всеми этими небоскребами и путешествиями на край света я допустил ошибку в своем творении. У египтян был всего один-единственный большой город! Какая неосмотрительность! Одно катастрофическое землетрясение за несколько минут уничтожило всю мою работу. Надо сказать вам, что цивилизация во многом похожа на бонсаи. Стоит на мгновение отвлечься, и сразу случается непоправимое. У большинства моих приятелей были неприятности подобного типа - то бубонная чума, то ящур, а то и просто проливной дождь, заканчивающийся потопом... Сотни и тысячи лет все развивается нормально, и вдруг - бац! И вы можете начинать все с начала. -- Нельзя хранить все яйца в одной корзине, -- сказал мне как-то преподаватель гуманологии. - Нужно строить сразу несколько городов. Во время следующего экзамена я, соответственно, посоветовал своим подопечным - на этот раз мне досталась цивилизация славянского типа - построить побольше городов. Вскоре, однако, мне удалось заметить, что они немного перестарались. На сравнительно небольшой территории возникло столько городов, что они начали враждовать друг с другом, сражаясь за обладание землей и природными богатствами. В общем, я столкнулся с проблемой соперничества типа Афины - Спарта. Каждый из моих городов функционировал, как самостоятельное государство; при этом, все остальные города рассматривались как соперники, с которыми можно было начать войну из-за простого "да" или "нет". Ах, как важно быть предусмотрительным! Об этом мне сказал сам Юпитер: "Урок номер 25. Города должны находиться на расстоянии не менее ста километров друг от друга. Тогда у каждого из них будет достаточно просторная сельскохозяйственная зона, и они не будут мешать друг другу". С десятой попытки мне удалось, наконец, получить не слишком дебильную популяцию типа инков. Этот народ смог возвести десяток крупных городов, открыть огонь, изобрести колесо и бронзовое литье. Зевс 5 подбодрил меня: -- Видите ли, все ученики стараются внушить своим архитекторам, чтобы города размещались как можно выше, на вершинах холмов. Считается, что сверху лучше видны нападающие и от них легче защищаться. Но это весьма недальновидное решение. Расположенные на высотах города имеют много недостатков. Прежде всего, в них увеличивается стоимость продуктов питания, так как нужно оплачивать поставляющих их посредников. Кроме того, при вторжении врагов все крестьяне из окрестных сел устремляются в крепость. Захватчикам остается сжечь поля и хижины и ждать, пока обитатели города не начнут умирать от голода. После этого их можно брать голыми руками. Зевс 5 объяснил также мне смысл сооружения памятников. Памятники - это отражение духовного развития народа. Они являются центрами, вокруг которых объединяются народные массы. Если город, в котором есть памятники, захватывается врагом, его население обычно отказывается сотрудничать с оккупантами. Колосс Родосский, висячие сады Семирамиды, Триумфальная арка, Колизей, Эйфелева башня, Александрийская библиотека, любой большой храм - все эти создания человеческого гения укрепляют национальную гордость, поддерживают на высоком уровне мораль населения. Памятники также производят впечатление на соседей, которые постепенно оставляют свои поселения, если в них нет памятников, чтобы обосноваться в более престижном месте. Двойное преимущество. Моя двенадцатая попытка управлять народом завершилась, наконец, созданием процветающей нации. Но мои соперники тоже не дремали. В итоге, во время турнира на втором году обучения мои воины столкнулись с большим сюрпризом: у наших противников появились танки. Увлекшись сельским хозяйством, я ослабил внимание к технологии вооружений. Поэтому моим воинам и пришлось драться с танками, которые легко расстреливали и давили их. По-моему, это называется польским экспериментом, потому что именно в первом мире Иеговы во время второй мировой войны польским кавалеристам пришлось сражаться в конном строю против немецких танков. Опыт первого бога Иеговы часто используется нами как основа нашей деятельности. Мы все изучали его труды и искренне восхищаемся ими. Вот, например, его революционный номер с библией. Благодаря этой книге он смог избежать всех проблем, неизбежно возникающих при общении посредством снов. Действительно, люди часто ничего не понимают из сказанного языком сновидений. Или, еще хуже, они все забывают, едва проснутся. Десять заповедей, вырезанных на каменных плитах - вот поистине божественная находка! Четкие точные рекомендации, понятные любому смертному. Первый из богов Иегова 1, прежде всего, был одержим духом творчества. Он обожал придумывать разные новые фокусы. Пылающий куст Авраама, упавшее на голову Ньютону яблоко, натолкнувшее его на закон тяготения, купанье Архимеда в ванне... Все это его изобретения. Но он использовал не только эффектные трюки. Именно он разработал заповеди божественного ремесла в том виде, в котором они и сейчас используются во всех существующих вселенных. Ведь мы, будучи богами, тоже подчиняемся строгим правилам, изложенным в виде заповедей. Вот они: 1.Беречь жизнь. Все формы жизни. При этом, ни одной из них нельзя отдавать предпочтение в ущерб другим. 2.Не позволять людям увлекаться игрой в богов. Все опереточные Франкенштейны должны быть задушены своими творениями. 3.Не прибегать к мошенничеству. Строго соблюдать обещания, данные пророкам. 4.Как можно реже вмешиваться в земные дела. Запрещается ухаживать за смертными и создавать фаворитов по непрофессиональным мотивам. 5.Появляться перед людьми только в исключительно важных случаях. Ни в коем случае не прибегать к этому приему в личных интересах. 6.Не отдавать предпочтения своим верующим в ущерб иноверцам. Конечно, не возбраняется иметь избранных, но нужно стараться не перегнуть палку. 7.Не привязываться к отдельным лицам. Запрещается заключать контракты , подобные договору Фауста. В профессии божества нет места торгу. 8.Не колебаться. Можно убить или сохранить жизнь, но не стоит увлекаться промежуточными решениями типа безумия, комы, паралича. Полумеры годятся только для полубогов. 9.Следует стремиться к созданию как можно более совершенного мира. Полезно иметь амбиции - деонтологические, философские, артистические и так далее; постоянно стараться быть лучшим. Работать так, чтобы стать примером для последующих поколений богов. 10.Не принимать свою работу слишком всерьез (пожалуй, это труднее всего). Оставаться образцом в своей деятельности, сохранять чувство юмора. Время от времени забывать о работе. Каждый день я совершенствовал свои приемы в школе юных богов. В самом начале я, например, хотел, чтобы мой народ управлялся как можно более демократично. Это оказалось ошибкой. На протяжении первого тысячелетия для любой цивилизации обязательна фаза деспотизма. Эксперимент "Цезарь" прекрасно подтверждает этот тезис. До Юлия Цезаря римляне жили в условиях весьма либерального демократического режима, но при этом их соседи низводились до уровня рабочей скотины. Известно, что Юлий Цезарь попытался стать императором и был убит во время мартовских ид. Но с тех пор римлянами правили императоры-тираны, с которыми не сравнятся никакие короли. Демократия - это роскошь, которую может позволить себе только развитая цивилизация. Для демократической революции должен быть выбран наиболее подходящий момент. Это можно сравнить с приготовлением суфле - стоит вынуть блюдо немного раньше, или чуть позже, чем следует - и все пропало. Еще одно открытие, которое я сделал во время занятий: невозможно сохранить власть с помощью войны. Конечно, вначале ты заинтересован, чтобы твой народ был хорошо вооружен и укрыт за мощными стенами, чтобы он не делал уступок агрессору; однако, начиная с одиннадцатого века эта политика должна быть пересмотрена. Если основная энергия народа будет направляться на войну - неважно, оборонительную или наступательную - вы вскоре заметите, что в этих условиях невозможно развивать должным образом сельское хозяйство, промышленность, торговлю, образование и науку. В итоге воинственный народ рано или поздно будет побежден народом с более передовой технологией. Кроме того, во время войны невозможно создать эффективно действующее правительство. В общем, война это главное средство разрушения и оно не годится для созидания. Любой ценой следует обеспечить мирные отношения с соседями. Конечно, иногда приходится жертвовать частью своей территории или престижем; всегда есть риск испортить отношения с националистами. Но выигрыш при этом всегда существеннее, чем потери, так как мирное общение с чужими культурами неизмеримо обогащает ваше общество. Нельзя не учитывать также значения торговли и обмена научными идеями. Да, во время обычной игры мне удалось понять, что война никогда ничего не решает. Впрочем, в первом мире, созданном Иеговой, все воинственные цивилизации - египтяне, римляне, греки, карфагеняне - в конце концов погибли. Для меня это было серьезным уроком: у нации завоевателей нет будущего. Нередко ее вождем бывает сильная личность, но как только она сходит со сцены, завоевательный порыв неизбежно гаснет. Многие цивилизации с экспоненциальным развитием погибли потому, что наследники великих тиранов не смогли договориться между собой. Только неопытные боги могут рассматривать военного вождя как двигатель эволюции, не заботясь при этом о его потомках. Во время моего двадцатого опыта с экспериментальным народом я сознательно ориентировал своих подопечных на научный поиск. Это был народ типа англичан, за которыми я ухаживал заботливей, чем курица за своими цыплятами. Я внимательно следил за их питанием, за действиями правительства, за важнейшими социальными течениями. Я построил для этого народа три не очень больших города, в каждом из которых не менее трети населения работало на науку. Это был интересный эксперимент. За первую тысячу лет англичане создали бензиновый двигатель, огнестрельное оружие, астрономию. У них появились университеты, библиотеки, научно-исследовательские центры. В середине второго тысячелетия их стандартного времени у них в армии были на вооружении танки с лазерными излучателями, реактивная авиация, телеуправляемые ракеты. В то же время, наивысшим достижением их соседей, управляемых моими друзьями по классу и в то же время моими конкурентами, было изобретение парового двигателя для железнодорожного сообщения. И все же моя цивилизация не смогла выжить. Я упустил одну пустяковую деталь: я не обучил свой народ современной медицине. У них не было ни вакцин, ни антибиотиков. И при первом же вторжении варварских племен, которые были без труда остановлены и отброшены, произошло заражение болезнетворными микробами. Это было нечто вроде скоротечного сифилиса, передававшегося путем капельной инфекции при обычном чихании. Но этого оказалось достаточно, чтобы погубить все. Менее чем за полсотни лет мой народ оказался полностью обескровленным. Ему не помог высочайший уровень технологии. К тому времени, когда им, наконец, удалось найти вакцину, их осталось так мало, что вторжения племени зулусов, вооруженных луками и копьями, оказалось достаточно для уничтожения цивилизации. Суета сует и всяческая суета! Во время большого турнира третьего цикла мне пришлось бороться в одном и том же мире и в едином времени против всех моих одноклассников. Нам раздали имена и народы. В качестве Зевса 5 я должен был заняться развитием греческой цивилизации. Возню с этими греками удовольствием не назовешь. Они только и делали, что праздновали и обжирались, это все знают. Мы часто болтали о своих народах в перерывах между занятиями. Среди богов, с которыми я общался, одним из первых был Вотан, с которым я вскоре подружился. Кроме него, в нашу банду входили Кецалькоатль со своей пернатой змеей, Осирис 11 с головой ястреба, Иисус 6 по прозвищу "хвост", потому что он всегда таскался вслед за Иеговой 3. Кроме нашей группы, были еще группы восточных и африканских богов. Главарем у нас был Великий Маниту 3. Именно он придумывал, какой номер мы должны были отколоть. А вот Лао Цзе славился тем, что постоянно отпускал дурацкие шуточки. У этого Лао Цзе не было ничего святого. "Встречает однажды пьяный ангел пеликана..." - вот типичный пример его очередного анекдота. Я уважал Великого Маниту 3, но всегда немного не доверял ему. Он принадлежал к тому типу богов, которые принимают себя слишком всерьез. Послушать его, так кроме Маниту никто не умел строить храмы с коринфскими колоннами. Мне-то было наплевать на это. Мои колонны Парфенона ничуть не хуже, как по-вашему? Разумеется, на школьном дворе, вдали от наших миров, каждый из нас старался пройтись гоголем с распущенным хвостом. "Я придумал паровой двигатель!" "А я изобрел пилюлю для женщин!" - галдели юные боги, перебивая друг друга. "А я придумал одноразовый фотоаппарат!" - кричал я в шутку, чтобы напомнить приятелям, что не стоит принимать все слишком всерьез. Когда ты бог, то власть быстро ударяет тебе в голову, так что ты перестаешь смотреть, куда ступаешь, и можешь легко вляпаться в лужу... А вот Кришна 8 был довольно ограниченным типом. Он откровенно пользовался своим положением, чтобы обеспечить себе почестей в количестве, явно превышавшем все разумные пределы. Кроме того, он всегда держался напыщенно и не умел шутить. Ну, ладно. Как всегда говорит Иегова: "Не будем желать зла друг другу, иначе мы быстро докатимся до религиозных войн". Скажу не хвастаясь, что я всегда рассчитывал, что мои греки раньше других возьмутся за освоение космоса. Я уже видел ракету "Арго-1", направляющуюся с первыми космонавтами-греками к Луне. Я не сомневался, что греки будут там гораздо раньше, чем майя или римляне. Однажды Вишну 2 отколол обеспокоившую меня шутку. Он хлопнул меня по плечу и спросил: -- Мне нравится работать богом, но, скажи, тебе ни разу не приходило в голову, что где-то над нами, в другом измерении, есть боги более высокого уровня, чем мы. И они играют с нами так же, как мы это делаем с людьми. Не знаю, почему, но эта мысль потрясла меня. Быть игрушкой в руках высших существ! Мне казалось невыносимым не обладать свободой выбора. Это отвратительно, быть марионеткой в руках другого существа. Может быть, даже ребенка! О, Боже! Меня стошнило. Всю ночь мне снились отвратительные кошмары, и утром я проснулся совершенно разбитым. Встретив Вишну, я сказал ему: -- Это невозможно. Выше нас, богов, нет ничего. Вишну расхохотался. Меня не удивит, если между поклонниками Вишну и теми, кто почитает меня, Зевса 5, рано или поздно начнется война... [Bernard WERBER "L'Ecole des Jeunes Dieux"] Перевод И.Найденкова 16 2