И.Найденков
Краткая
история французской научной фантастики
Часть III. День сегодняшний
В наши дни НФ во Франции чувствует себя совсем не так
плохо, как можно было ожидать. То и дело появляются заметные признаки прогресса. Дени Гийо, руководящий
серией 'НФ для самых зеленых', издание которой предпринято в издательстве 'Hachette' ('Ашетт') для
читателей в возрасте 9-13 лет, считает, что недавно состоявшийся прорыв НФ в
школу был хотя и робким, но вполне реальным. Об этом свидетельствует, например,
появление в мае 1996 г. методических разработок по преподаванию фантастики в
школе. Некоторые
преподаватели в колледже начинают в своей работе использовать сведения о
фантастической литературе и даже приглашают на занятия представителей
национальной НФ.
Нельзя не отметить, что в
90-е годы во Франции и в Канаде чуть ли
не ежегодно появляются новые профессиональные и полупрофессиональные журналы
фантастики: в 1991 г.- 'La Geste'
('Жест'), в 1992 г. - 'Присутствие духов' ('Presence d'esprits'), в 1994 г. - 'Cyber Dream' ('Кибер-мечта'), в 1995 г. - 'Ozone' ('Озон'), переименованный в 1998 году в 'Science-Fiction Magazine' ('Журнал научной фантастики'), в 1996 г. - 'Galaxies'
('Галактики') и 'Bifrost' ('Бифрост'); в 1997 г. - 'Etoiles Vives' ('Живые звезды'), после нескольких номеров
превратившийся из журнала в периодически выходящую антологию), в 1998 г. -
'Тьма' ('Tenebres'), журнал, специализировавшийся на
мистике и 'черной фантастике'. Журналы
публикуют не только беллетристику, но и критические и
литературоведческие статьи, обзоры выходящих книг, последние новости фэндома и
другую информацию Постоянно появляются и исчезают, иногда после нескольких
номеров, многочисленные фэнзины, общее количество которых колеблется где-то
между 2,5-3 сотнями.
Появился целый ряд молодых талантливых и весьма плодовитых авторов, которые хотя и не могут рассчитывать на столь же многочисленную публику, как их американские собратья по перу, но все же имеют возможность непрерывно совершенствовать свое мастерство, даже несмотря на более низкий (по сравнению с американскими фантастами) уровень материального вознаграждения, не позволяющий существовать только за счет издаваемых книг.
Затем, определенный интерес к фантастике появился и у
издателей. Издательство 'J'ai lu' ('Я прочел') печатает составленную
Айердалем антологию французской новеллы 'Генезисы', пожалуй, первую за добрый
десяток лет; в издательстве 'Fleuve noir' ('Черная река') началась публикация
романов новой серии 'FAUST', созданной специально для одного автора
- Сержа Лемана (Serge Lehman); в серии уже опубликованы романы ; новые
серии начинают издательства 'Pocket' ('Покет') - 'Rendez-Vous Ailleurs'
('Встречи в иных мирах') и 'Hachette-jeunesse'
('Ашетт-юность') 'Vertige SF' ('Головокружительная НФ'). Попутно
заметим, что для французской фантастики весьма характерно большое количество
изданий и даже специализированных серий, ориентированных на детскую и юношескую
аудиторию. Появляются и новые премии за научно-фантастические произведения -
например, премия, основанная 'Обществом по эксплуатации Эйфелевой башни':
Тот энтузиазм, с которым широкая публика во многих
странах встретила, к примеру, трилогию о муравьях Бернара Вербера, хотя и не
признаваемую до сих пор издателями за фантастику, свидетельствует, что читатели
снова готовы следовать за писателями в созданные их воображением миры. Конечно, желательным является в данном
случае и отсутствие порочащей книгу этикетки 'НФ':И не надо забывать, что
упомянутыми выше несколькими именами современная французская фантастика не
ограничивается - есть еще Пьер Бордаж, Ролан Вагнер, Антуан Володин, Морис
Дантек, Жан-Клод Дюньяк, Лоран Женефор, Ришар Каналь, Жан-Марк Линьи, Пьер Пело
:
Конечно, не все безоблачно в мире французской
фантастики. Усиливается
наметившийся еще в 80-х годах отход от публикации собственно научной фантастики
и явный уклон в сторону издания фэнтези. Все еще ощущается нехватка журналов
для публикации молодых отечественных авторов и переводов. Если когда-то научная
фантастика регулярно появлялась на
радио, можно было прочитать номер журнала 'Apostrophes' ('Апострофы'),
посвященный НФ, велись специализированные критические рубрики в журналах и
газетах, в том числе, в газете 'Monde' ('Мир'); теперь же радио и литературные журналы
все реже и реже отдают НФ свое время и страницы. Французское телевидение
продолжает стыдливо избегать производства фантастических телефильмов и
телесериалов, довольствуясь их импортом из-за океана. То же самое происходит и в кино, где можно
встретить лишь редких приверженцев НФ-жанра, таких, как Жером Бовэн ('Бакстер')
и Ален Робак ('Бэби Блоод'). Но в этом очерке мы сознательно не затрагиваем достаточно
обширную тему кинофантастики, точно так же, как не касаемся фантастической
живописи, деятельности фэндома, комиксов: Отдельной большой темой является французская
фантастика в Интернете:
Да, хороших писателей-фантастов во Франции пока еще
слишком мало, что можно объяснить рядом экономических и культурных факторов.
Все еще продолжается и общее падение тиражей фантастики - по оценке Жака
Гуамара, историка кино и издателя, за последние 10 лет продажа книг этого жанра
уменьшилась на два миллиона экземпляров в год, уступив соответствующее
количество покупателей роману мистики и
ужасов, ролевым играм, книжным версиям кинофильмов и телепередач. Что касается
самих писателей, то их мнения о современном состоянии и будущем французской
фантастики варьируют от самых радужных оценок (Роланд Вагнер) до полного
пессимизма (Даниель Вальтер). Весьма мрачным видится будущее французской НФ и
ее идейному вождю Айердалю. В
интервью, опубликованном в фэнзине 'Planète à vendre' ('Планета на продажу') в 1992 году, он
отмечает такие минусы в издании фантастики на французском языке, как недостаток
у авторов научной строгости, эпического духа и романтического инстинкта. И все
же французская НФ, нередко рассматриваемая как продукт субкультуры, как
паралитература (то есть неполноценная литература), страдающая от во многом
несправедливой критики, от недоверчивого отношения издателей и читателей, то и
дело скатывающаяся на уровень действительно достойных осмеяния халтурных опусов
и низкопробных многотомных эпопей, масса которых затеняет редкие качественные
произведения, является жанром с давними традициями, сегодня нередко выглядящими
как парадоксы. Разве не парадоксально, что первой в истории литературы
гонкуровской премией в 1903 году был награжден фантастический роман Джона
Антуана Но 'Враждебная сила', что один из предтеч научной фантастики во
Франции, Жозеф-Анри Рони-старший много лет являлся членом престижной
Гонкуровской Академии, что Борис Виан, один из наиболее своеобразных и
популярных авторов ХХ века, страстно воспевал фантастику и переводил Рэя Брэдбери:
В современной научной
фантастике Франции происходят неоднозначные процессы, часто имеющие противоположную
направленность. Но эти процессы отражают бурную деятельность
молодых сил в традиционной культурной среде. И в этом многие видят залог нового
'золотого века'. Так, Стефан
Нико, преподаватель истории и литературы, издатель молодого журнала 'Galaxies' ('Галактики') утверждает, что фантастика - ':это литература, имеющая
гораздо больший размах, чем обычная реалистическая литература, часто
увлекающаяся излишним самокопанием, страдающая недостатком трансцендентности, увлеченности
проблемой взаимоотношений человека и техники. Кризис заставляет
нас интересоваться возможными вариантами будущего, ничем не скованного, более
захватывающего будущего. Следовательно, мы переживаем сейчас период ускоренного
прогресса, который возродит к жизни научную фантастику'.
Желающие получить дополнительные сведения о
французской фантастике могут обратиться к следующим источникам:
Горбунов А.М. Предисловие // Французская фантастическая проза. М.: Мир, 1987 (Б-ка фантастики в 24 тт. Т.23).
Гаков Вл. Наследники Жюля Верна (предисловие) // 'Планета семи масок'. Сб. фант. произведений. М.: 'Аргус', 1993. (Серия 'Хронос').
Семенычев Ю., Шаталов А. SF по-французски // 'Космический беглец'. Антология французской фантастики. М.: Канон, 1995.
Гаков Вл. Похищение Европы. 'Если'. 1997. ? 11.
Найденков И.В. 'Прошлое будущего', или Путь в воображаемые миры (история
французской научной фантастики). Всемирная лит-ра. 1999, ? 10.
Для наиболее 'продвинутых' фэнов, знающих
французский язык, упомянем несколько изданий, опубликованных в последние годы во Франции и полностью
или частично посвященных французской
фантастике:
Sadoul Jacques. Histoire de la science-fiction moderne. 1911-1984. Paris: Laffont, 1984.(История современной научной фантастики. Период 1911-1984 гг.)
Barets Stan. Le science-fictionnaire. Paris: Denoёl, 1994. 2 vol.
Collas S., Caillens P., Mura Ph. L'Argus de la science-fiction. 1997. 2 vol.
Les Années de la Science-Fiction. Encrage édition. Ежегодник 'Годы научной фантастики',
выходящий с 1990 г., содержит сведения о всех изданиях и отдельных произведениях,
имеющих хотя бы малейшее отношение к фантастике. В нем приведены аннотации
произведений, справки об авторах и прочая информация.