И.Найденков

 

Краткая история французской научной фантастики

 

 

 

 

Часть III.  День сегодняшний

 

В наши дни НФ во Франции чувствует себя совсем не так плохо, как можно было ожидать. То и дело появляются заметные признаки прогресса. Дени Гийо, руководящий серией 'НФ для самых зеленых', издание которой предпринято в издательстве 'Hachette' ('Ашетт') для читателей в возрасте 9-13 лет, считает, что недавно состоявшийся прорыв НФ в школу был хотя и робким, но вполне реальным. Об этом свидетельствует, например, появление в мае 1996 г. методических разработок по преподаванию фантастики в школе. Некоторые преподаватели в колледже начинают в своей работе использовать сведения о фантастической литературе и даже приглашают на занятия представителей национальной НФ.

Нельзя не отметить, что в 90-е  годы во Франции и в Канаде чуть ли не ежегодно появляются новые профессиональные и полупрофессиональные журналы фантастики: в 1991 г.- 'La Geste'  ('Жест'), в 1992 г. - 'Присутствие духов' ('Presence d'esprits'), в 1994 г. - 'Cyber Dream' ('Кибер-мечта'), в 1995 г. - 'Ozone' ('Озон'), переименованный в 1998 году в 'Science-Fiction Magazine' ('Журнал научной фантастики'), в  1996 г. - 'Galaxies' ('Галактики') и 'Bifrost' ('Бифрост'); в 1997 г. - 'Etoiles Vives' ('Живые звезды'), после нескольких номеров превратившийся из журнала в периодически выходящую антологию), в 1998 г. - 'Тьма' ('Tenebres'), журнал, специализировавшийся на мистике и 'черной фантастике'. Журналы  публикуют не только беллетристику, но и критические и литературоведческие статьи, обзоры выходящих книг, последние новости фэндома и другую информацию Постоянно появляются и исчезают, иногда после нескольких номеров, многочисленные фэнзины, общее количество которых колеблется где-то между 2,5-3 сотнями.

Появился целый ряд молодых талантливых и весьма плодовитых авторов, которые хотя и не могут рассчитывать на столь же многочисленную публику, как их американские собратья по перу, но все же имеют возможность непрерывно совершенствовать свое мастерство,  даже несмотря на более низкий (по сравнению с американскими фантастами) уровень материального вознаграждения,  не позволяющий существовать только за счет издаваемых книг.

Затем, определенный интерес к фантастике появился и у издателей. Издательство 'J'ai lu' ('Я прочел') печатает составленную Айердалем антологию французской новеллы 'Генезисы', пожалуй, первую за добрый десяток лет; в издательстве 'Fleuve noir' ('Черная река') началась публикация романов новой серии 'FAUST', созданной специально для одного автора - Сержа Лемана (Serge Lehman); в серии уже опубликованы романы ; новые серии начинают издательства 'Pocket' ('Покет') - 'Rendez-Vous Ailleurs' ('Встречи в иных мирах') и 'Hachette-jeunesse' ('Ашетт-юность') 'Vertige SF' ('Головокружительная НФ'). Попутно заметим, что для французской фантастики весьма характерно большое количество изданий и даже специализированных серий, ориентированных на детскую и юношескую аудиторию. Появляются и новые премии за научно-фантастические произведения - например, премия, основанная 'Обществом по эксплуатации Эйфелевой башни':

Тот энтузиазм, с которым широкая публика во многих странах встретила, к примеру, трилогию о муравьях Бернара Вербера, хотя и не признаваемую до сих пор издателями за фантастику, свидетельствует, что читатели снова готовы следовать за писателями в созданные их воображением миры. Конечно, желательным является в данном случае и отсутствие порочащей книгу этикетки 'НФ':И не надо забывать, что упомянутыми выше несколькими именами современная французская фантастика не ограничивается - есть еще Пьер Бордаж, Ролан Вагнер, Антуан Володин, Морис Дантек, Жан-Клод Дюньяк, Лоран Женефор, Ришар Каналь, Жан-Марк Линьи, Пьер Пело :

Конечно, не все безоблачно в мире французской фантастики. Усиливается наметившийся еще в 80-х годах отход от публикации собственно научной фантастики и явный уклон в сторону издания фэнтези. Все еще ощущается нехватка журналов для публикации молодых отечественных авторов и переводов. Если когда-то научная фантастика регулярно появлялась  на радио, можно было прочитать номер журнала 'Apostrophes' ('Апострофы'), посвященный НФ, велись специализированные критические рубрики в журналах и газетах, в том числе, в газете 'Monde' ('Мир'); теперь же радио и литературные журналы все реже и реже отдают НФ свое время и страницы. Французское телевидение продолжает стыдливо избегать производства фантастических телефильмов и телесериалов, довольствуясь их импортом из-за океана. То же самое происходит и в кино, где можно встретить лишь редких приверженцев НФ-жанра, таких, как Жером Бовэн ('Бакстер') и Ален Робак ('Бэби Блоод'). Но в этом очерке мы сознательно не затрагиваем достаточно обширную тему кинофантастики, точно так же, как не касаемся фантастической живописи, деятельности фэндома, комиксов: Отдельной большой темой является французская фантастика в Интернете:

Да, хороших писателей-фантастов во Франции пока еще слишком мало, что можно объяснить рядом экономических и культурных факторов. Все еще продолжается и общее падение тиражей фантастики - по оценке Жака Гуамара, историка кино и издателя, за последние 10 лет продажа книг этого жанра уменьшилась на два миллиона экземпляров в год, уступив соответствующее количество покупателей  роману мистики и ужасов, ролевым играм, книжным версиям кинофильмов и телепередач. Что касается самих писателей, то их мнения о современном состоянии и будущем французской фантастики варьируют от самых радужных оценок (Роланд Вагнер) до полного пессимизма (Даниель Вальтер). Весьма мрачным видится будущее французской НФ и ее идейному вождю Айердалю. В интервью, опубликованном в фэнзине 'Planète à vendre' ('Планета на продажу') в 1992 году, он отмечает такие минусы в издании фантастики на французском языке, как недостаток у авторов научной строгости, эпического духа и романтического инстинкта. И все же французская НФ, нередко рассматриваемая как продукт субкультуры, как паралитература (то есть неполноценная литература), страдающая от во многом несправедливой критики, от недоверчивого отношения издателей и читателей, то и дело скатывающаяся на уровень действительно достойных осмеяния халтурных опусов и низкопробных многотомных эпопей, масса которых затеняет редкие качественные произведения, является жанром с давними традициями, сегодня нередко выглядящими как парадоксы. Разве не парадоксально, что первой в истории литературы гонкуровской премией в 1903 году был награжден фантастический роман Джона Антуана Но 'Враждебная сила', что один из предтеч научной фантастики во Франции, Жозеф-Анри Рони-старший много лет являлся членом престижной Гонкуровской Академии, что Борис Виан, один из наиболее своеобразных и популярных авторов ХХ века, страстно воспевал фантастику и переводил Рэя Брэдбери:

В современной научной фантастике Франции происходят неоднозначные процессы, часто имеющие противоположную направленность. Но эти процессы отражают бурную деятельность молодых сил в традиционной культурной среде. И в этом многие видят залог нового 'золотого века'. Так, Стефан Нико, преподаватель истории и литературы, издатель молодого журнала 'Galaxies' ('Галактики') утверждает, что фантастика - ':это литература, имеющая гораздо больший размах, чем обычная реалистическая литература, часто увлекающаяся излишним самокопанием, страдающая недостатком трансцендентности, увлеченности проблемой взаимоотношений человека и техники. Кризис заставляет нас интересоваться возможными вариантами будущего, ничем не скованного, более захватывающего будущего. Следовательно, мы переживаем сейчас период ускоренного прогресса, который возродит к жизни научную фантастику'.

 

 

 

 

 

Желающие получить дополнительные сведения о французской фантастике могут обратиться к следующим источникам:

 

Горбунов А.М. Предисловие // Французская фантастическая проза. М.: Мир, 1987 (Б-ка фантастики в 24 тт. Т.23).

Гаков Вл. Наследники Жюля Верна (предисловие) // 'Планета семи масок'. Сб. фант. произведений. М.: 'Аргус', 1993. (Серия 'Хронос').

Семенычев Ю., Шаталов А. SF по-французски // 'Космический беглец'. Антология французской фантастики. М.: Канон, 1995.

Гаков Вл. Похищение Европы. 'Если'. 1997. ? 11.

Найденков И.В. 'Прошлое будущего',  или Путь в воображаемые миры (история французской научной фантастики). Всемирная лит-ра. 1999, ? 10.

 

Для наиболее 'продвинутых' фэнов, знающих французский язык, упомянем несколько изданий, опубликованных  в последние годы во Франции и полностью или  частично посвященных французской фантастике:

 

Sadoul Jacques. Histoire de la science-fiction moderne. 1911-1984. Paris: Laffont, 1984.(История современной научной фантастики. Период 1911-1984 гг.)

Barets Stan.  Le science-fictionnaire. Paris: Denoёl, 1994.  2 vol.

Collas S., Caillens P., Mura Ph. L'Argus de la science-fiction. 1997.  2 vol.

Les Années de la Science-Fiction. Encrage édition. Ежегодник 'Годы научной фантастики', выходящий с 1990 г., содержит сведения о всех изданиях и отдельных произведениях, имеющих хотя бы малейшее отношение к фантастике. В нем приведены аннотации произведений, справки об авторах и прочая информация.