Роже Бозетто

 

 

Возрождение франкоязычной фантастики

 

(с) Игорь Найденков, перевод с французского, 2004
Текст опубликован в архиве TarraNova с разрешения переводчика.
Любое коммерческое использование данного текста, а также любые
публикации и перепечатки в электронном виде без ведома и согласия
переводчика (naidenk@ns_igs_ac_by // заменить _ на точку)запрещены.

 

Для НФ во Франции удачные времена всегда чередовались с периодами «тощих коров». Впрочем, нужно хорошо представлять, что под этикеткой «НФ» во Франции обычно скрывается все, что относится к самым разным жанрам фантастики.

НФ во Франции опирается как на традиции, так и на кинофильмы, поступающие из англо-саксонских источников, преимущественно из США, а также на французские книги и кинофильмы. Эти два источника не обязательно являлись антагонистическими; можно даже утверждать, что различные новшества во французской НФ были обусловлены изменениями в мире англо-саксонской НФ. Это началось с 1950 года, когда французские авторы начали имитировать англо-саксонский НФ-жанр; то же произошло и в 1970 году, когда под воздействием шока, произведенного фильмом Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея» во Франции начался расцвет НФ серий. Тем не менее, многие причины привели к тому, что французская НФ литература долгое время оставалась агрессивно антиамериканской. Как реакция на ее политизированность, иногда нелепую, иногда достаточно обоснованную, в 1980-1994 годах некоторые французские авторы (как, например, Э.Жуанн) попытались добиться «литературной легитимизации» НФ. На протяжении всего этого периода французская НФ оставалась достаточно «домашней» и была заметно слабее обильной англо-саксонской продукции того времени, хотя существовали и выдающиеся авторы, как, например, Дюрастанти (Durastanti) или Бертело (Bertelot). Заметным и обнадеживающим исключением в этот период был Серж Брюссоло, не поддающийся классификации уникальный автор десятилетия, совершенно недостаточно оцененный современниками.

Вот уже на протяжении некоторого времени во Франции пробудился интерес к НФ. В чем причина этого? Проявилось ли здесь влияние тематических телепередач, широкое распространение видеокассет, изменения в политике издания традиционных серий НФ? Может быть, это связано с появлением на рынке публики, вскормленной НФ как явлением антикультуры, ее реакцией на официальную культуру, преподаваемую в учебных заведениях и рассматриваемую (впрочем, ошибочно) как культуру мертвую, непригодную для понимания нашего мира, нашей жизни? Или, напротив, это связано с усилиями некоторых преподавателей, которые, старясь хоть чем-нибудь «зацепить» своих учеников и привлечь к чтению (превратившемуся, надо признать, в своего рода элитарный спорт), используют НФ как приманку, надеясь впоследствии переориентировать молодежь на серьезную литературу? Возможно, также, что это обусловлено появлением новых авторов, оказавшихся «в фазе» с новыми читателями... Скорее всего, сказались все эти факторы, хотя значение отдельных из них и может меняться в зависимости от места, времени, имени писателя и характеристик читателей.

Так или иначе, но НФ в настоящий момент становится «приличной» для деятелей «доминирующей культуры», и это проявляется настолько явно, что даже экс-президент Сената открывает «Футуроскоп» в Потье и принимает таких авторов, как Джек Вэнс, не говоря о целой плеяде менее известных авторов, прибывших на конвент со всех концов Европы. Появляются весьма существенные (в финансовом отношении) премии, как, например, «Премия Общества Эйфелевой башни» (100 000 франков!), поддерживающая юные дарования, как французские, так и иностранные. В прошлом 1997 году это был Пьер Бордаж с романом «Ванг»; в этом году награду получил не только роман (этим романом оказался «Никола Эймерих, инквизитор» Валерио Евангелисти), но и новелла («Фрагменты Книги Моря» Ролана Вагнера).

Вот уже три года, как в начале апреля в Нанси проводится фестиваль фантастики «Галаксиалии», на котором НФ-авторы встречаются с фэнами, демонстрируются фильмы, организуются дискуссии с участием писателей, издателей серий и критиков, как французских, так и иностранных. В частности, в прошлом году на фестивале можно было увидеть таких гостей, как Майк Резник, Поппи З. Брайт, Брайан Стэблфорд. В этом году на «Галаксиалии» приглашены англоязычные Роберт Силверберг, Карен Хабер и Норман Спинрад, а также итальянец Валерио Евангелисти и писатель из Квебека Жан-Луи Трюдель. Добавим, что многочисленные собрания фэнов превратились сейчас в национальные конвенты. В частности, очередной из них состоится в августе в Лодеве, и его организует писатель и критик Клод Эккен.

В Интернете появился сайт, созданный ассоциацией ХСП, одновременно являющийся базой данных и библиотекой НФ текстов, как критических, так и художественных. Так, например, на сайте продолжается размещение рассказов Мишеля Жери, а также предисловий, написанных Жераром Клейном к НФ книгам, опубликованных в «Ливр де пош». Помещена также информация о других сайтах более узкого профиля и менее амбициозных.

Это возрождение интереса к НФ у публики, часто с одинаковым удовольствием читающей как НФ, так и фэнтези, к вящему ужасу пуристов, поддерживается и направляется созданием новых журналов НФ.

С журнала «Кибердрим» («Cyberdreams»), посвященного исключительно англосаксонской НФ и прекратившего существование после выхода в свет 13 тематических номеров, открывших для французского читателя ряд новых авторов, в том числе австралийца Грега Игана, начался подлинный расцвет в этой области. Бывший фэнзин «Йеллоу субмарин» («Yellow Submarine») публикует материалы, в значительной степени повторяющие (но отнюдь не являющиеся клонами!) публикаций в «Исследованиях НФ». К ним добавляются художественные произведения, что, собственно, и входило всегда в задачи бывшего фэнзина.

Еще один фэнзин «Озон», превратился чудесным образом в профессиональный журнал под названием «Журнал НФ» («Science Fiction Magazine»). Уже три его номера вышли тиражом 30 000 экземпляров, и это хороший журнал, содержащий большой объем информации о НФ, книгах, фильмах и всем сопутствующем (фотографии, интервью, объявления и т.д.). Именно журналы такого типа, объединяющие читателей вокруг общих интересов, являются основой культурной идентичности. Ничего похожего во Франции не было после исчезновения журнала «Фиксьон» («Fiction») в 1990 году. Другой журнал «Галактики» («Galaxies») появился благодаря команде организаторов нантских «Галаксиалий», но он распространяется только по подписке. В нем публикуются произведения французских и иностранных авторов, а также большое количество редакционных материалов.

Наконец, «Бифрост» («Bifrost»), еще один журнал НФ. В нем работает группа молодежи, наиболее чутко реагирующей на образы и идеи конца века. Он также публикует как отечественных, так и иностранных авторов. В нем впервые появились такие имена, вскоре завоевавшие известность, как Тьерри ди Ролло и Жан-Жак Нгуен. Под руководством редактора «Йеллоу субмарин» Андре-Франсуа Рюо, «Бифрост» без колебаний опубликовал специальный номер, посвященный фэнтези. Не забудем и журнал «Параллели» («Paralleles») и его тематические номера, последний из которых был посвящен военной фантастике.

Появились новые издательства: «Аталант», открывшее Пьера Бордажа, «Мнемос», «Этуаль вив/Орион» и «Дестинасьон крепюскюль». Последнее опубликовало капитальное исследование о космической опере, собрав ряд молодых авторов под обложкой сборника «Звездный огонь» (1996). Они не соперничают со старыми издательствами, такими, как «Флев нуар» (серия «Предвидение»), «Дэноэль» (серия «Присутствие будущего»), «Лаффон» («В ином месте и завтра»), «Пресс де ля Сите» («Покет»), «Же лю» («НФ»). Крупнейшие издательства, как, например, «Флев нуар» или «Пресс де ля Сите», были вынуждены потесниться и освободить рядом с авторами НФ место для авторов фэнтези; в последнем фэнтези даже стала гвоздем сезона. Впрочем, эти издательства не лишают себя и удовольствия перехватить авторов, обнаруженных маргинальными сериями, к великому огорчению нашедших их издателей. Конечно, это несколько аморально, но таковы законы рынка, как говорят современные экономисты.

В качестве реванша, сотрудники различных журналов не ввязываются в сражения, а стараются организовать нормальное соревнование. Так, в конце 1998 года в Каннах состоялся фестиваль, посвященный киберфантастике, на стендах которого встретились Серж Леман, Жан-Клод Дюньяк, Сильви Дени. НФ-журналы «Галактики», «Бифрост» и «Журнал НФ» сосуществуют с такими чисто фантастическими журналами, как «Мрак» («Tenebres») или с более «общими», как «Параллели». И мы еще ничего не говорим о деятельности фэнзинов, находящихся в расцвете и все более и более активно выступающих в Интернете (таких, например, как фэнзин «Слэш»).

Тем не менее, все эти перемены не могли бы иметь место, если бы во Франции ряды авторов НФ, осознавших эволюцию вкусов и стремлений существенно изменившейся читающей публики, не испытали бы обновления.

Остановимся более подробно на последнем моменте. В чем заключается это обновление? Мишель Жери, Жерар Клейн, Андре Рюэллан, Жан-Пьер Андревон и вообще все поколение авторов, родившихся до 1940 года, в значительной степени прекратили активную писательскую деятельность. Многие представители промежуточного поколения, к которому относятся Жуанн, Дюрастанти, Бертело и другие, также перестали писать и занялись переводами или научной работой. Серж Брюссоло, похоже, тоже решил расстаться с фантастикой. Таким образом, освободилось поле деятельности для авторов возрастом около 30 лет, таких, как Лоран Женефор, Серж Леман, Ролан Вагнер, Айердаль, Пьер Бордаж. Есть в их числе и более молодые представители, среди которых можно назвать Н’Гуена и Ди Ролло. Продолжают работать и многие сорокалетние, в том числе Жан-Мари Линьи, Жан-Клод Дюньяк, Ришар Каналь.

У каждого из названных выше авторов есть свои характерные особенности, но что же тогда объединяет их?

С одной стороны, они научились писать занимательные истории, способные выдержать конкуренцию, и если даже для некоторых из них намечается некоторый регресс и уступки массовым вкусам, то это все равно лучше воспринимается читателями, чем туманные писания, которыми некоторые писатели предыдущих поколений пытались накормить читателей во имя несуразной идеи того, что они считали литературой.

Эти новые книги выводят на сцену вселенные, не являющиеся простыми копиями нашего мира с небольшими искажениями, но относящиеся к подлинным онирическим или кошмарным пространствам. Именно их можно найти в романе «Охотники за силой» Лорана Женфора и во многих книгах Пьера Бордажа. Эти пространства могут проявляться как экстраполяции при весьма неявном отражении подразумеваемой модели («парадигма» должна быть in absentia и поэтому не слишком заметна). Такова ситуация в трилогии Сержа Лемана «Фауст». Истории отдельных литературных героев могут также излагаться таким же образом, как это имеет место у Дэна Симмонса («Гиперион») или у Грега Бира («Эон»), то есть как рассказы о будущем настолько отдаленном, что связность повествования сохраняется только благодаря эффективности интриги и богатству воображения при описаниях; именно это мы видим у Айердаля. Тем не менее, у последнего важное место занимают социальные проблемы, хотя они и представлены преимущественно как заговоры. Специфический случай представляет Ролан Вагнер с нестандартным чувством юмора, публикующийся под многочисленными псевдонимами. И все же нельзя сказать, что происходит «американизация» французской фантастической литературы, так как у большинства авторов отчетливо проявляется своего рода рефлекс к подчеркиванию идентичности.

Мы уже преодолели ситуацию 70-х годов, когда американские действия во Вьетнаме вызывали дружное возмущение у писателей и читателей. В это время появлялись тексты, в которых резко критиковались США с их патерналистской и одновременно лицемерной идеологией. При этом, американская НФ воспринималась с подозрением, как отражение американского милитаризма и империализма. В наше время модели американской НФ воспринимаются спокойно и с интересом. Отметим, что произошло кардинальное смещение ориентиров: теперь основное внимание уже направлено не на Ф.К.Дика, а на Кима С.Робинсона, Грега Бира, Дэна Симмонса; как ни странно, к числу новых авторитетов относится и Кордвайнер Смит. Национальные авторы больше не стараются писать подчеркнуто «французскую» фантастику, явно противопоставляя ее американской. Они заинтересованы в том, чтобы вызвать интерес у читателей НФ на французском языке, включая и многочисленные переводы.

Несомненно, именно поэтому, отбросив ближайшее будущее и фантастику катастроф, они пытаются воссоздать пространство мечты, описывая будущее весьма отдаленное, полностью оторванное от настоящего. Они вновь открывают для себя достоинства прежней космической оперы, но уже лишенной эскапистских тенденций. Таким образом, в новой космической опере появляются и проблемы современности. Повествование современных французских авторов не обязательно несет черты эйфории. Они описывают смещенные вселенные, в которых реальность деформируется настолько, что возникает потребность в использовании новых художественных приемов.

Прекрасную возможность продемонстрировать новые подходы к созданию Нф произведений предоставляет сборник «Посадка за горизонтом» (1998), вышедший в издательстве «Флев нуар». Сборник открывается ярким предисловием Сержа Лемана, за которым следуют новеллы 16 авторов (из которых только Ж.-Л.Трюдель и И. Мейнар представляют Квебек). Это уже не новички в фантастике, скорее, это подающие уже некоторое время надежды представители молодого поколения французских фантастов.001 Их произведения ни в чем не уступают образцам современной англоязычной фантастики как по оригинальности сюжета, так и по разработке идей и созданию запоминающихся образов. Они находятся на достаточно высоком уровне и по профессионализму письма.

И вот еще один эксперимент, на который отважилось издательство «Дэноэль». В серии «Присутствие будущего» появилась антология «Музеи, загадочные миры» (1999), в которой собраны новеллы совершенно неизвестных авторов. Обращают на себя внимание новеллы Ксавье Платэй и Сесиль Воэн.

Французская НФ сегодня находится на пороге больших событий. Ее можно рассматривать как провозвестник создания общеевропейской идентичности фантастической литературы.

 

******************************************************************

Статья написана не раньше весны 1999 г., опубликована в интернете на сайте 00h00 примерно в середине этого же года (Примеч. переводчика)

**************************************************************************

 

 



001 В сборник вошли новеллы французов: Сильви Дени, Тьерри ди Ролло, Франсиса Валери, Лорана Женефора, Жана-Жака Жирардо, Ролана Вагнера, Андре-Франсуа Рюо, Жана-Жака Нгуена, Жоэль Вэнтребер, Айердаля, Томаса Дея и др.