Дмитрий Карп ФЕЯ ЛЕГКОКРЫЛАЯ, ПРИЛЕТИ КО МНЕ... ------------------------------------------------------------- (с) Дмитрий Карп, 1998 Все права сохранены. Текст помещен в архив TarraNova с разрешения автора. Любое коммерческое использование данного текста без ведома и согласия автора запрещено. -------------------------------------------------------------- Люди разных стран и времен часто имели дело с природными духами -- "элементалиями". Упоминание о них можно встретить в мифологии любого народа. Кто из нас не знает о гномах, феях, саламандрах и русалках? Это герои наших любимых фильмов и сказок. Их магическое название возникло от того, что они связаны с "четырьмя элементами" древних философов: землей, воздухом, огнем и водой. Но в настоящее время химикам известно девяносто два природных элемента, и с позиции науки наивная вера в русалок и фей просто не выдерживает критики. Тем не менее, есть ученые, которые убеждены в существовании элементалий. И вот что по этому поводу говорит Том Летбридж, доктор кэмбриджского университета: "Десятки веков люди общались с духами земли и деревьев. Вспомните друидов или греческих нимф. Вся наша история, да и личный опыт, свидетельствуют о том, что мы имеем дело с реальным фактом. Но человек отвернулся от природы и в своей духовной слепоте заверяет себя в обратном. Как будто в мире есть только он, его машины и его города. А я думаю, что такое отношение к миру -- глупый самообман. Вот и вы сейчас можете закрыть глаза и утверждать, что этих строк не существует." Будучи юношей, Том Летбридж жил неподалеку от Лэдрамской бухты, с ее знаменитой скалой, взбираясь на которую, человек как бы попадает в туман депрессии и страха. Любой, кто подходит к краю обрыва, чувствует неодолимое желание прыгнуть вниз на острые камни. Более того, в такие минуты людям кажется, что кто-то подталкивает их в спину. Это место, словно магнит, притягивало к себе самоубийц со всей Англии, и властям даже пришлось огородить его высокой стеной от истеричных особ и любителей острых ощущений. Так вот Летбридж в течение двух лет исследовал феномен этой скалы и пришел к выводу, что в данном месте скопилось мощное "эмоциональное поле". По мнению ученого, особая вулканическая порода прибрежных скал "записывала" эмоции людей и хранила их наподобие магнитофонной ленты. Летбридж считал, что такими же свойствами обладают многие водоемы, леса, горы и пустоши. Действительно, теория записей может объяснить целый ряд загадочных явлений: например, появление "Летучего Голландца", визиты привидений и визуальные картины прошлых событий. Однако, как признался Летбридж, его теория не дает ответ на следующие вопросы: Почему "эмоциональные поля" водоемов и топей часто порождают образы обнаженных красивых женщин? Почему "поля" равнин и лесов проецируют фигурки небольших существ, а в горах мы можем встретить волосатых йети, великанов и гоблинов? В своей книге "Призраки и вурдалаки" Летбридж описывает забавный случай, который произошел с ним в Шотландии на Шиантских островах. Местные рыбаки показывали ему каменистый пляж, где, по их словам, они порою видели игрища русалок. Прежде чем подняться на береговой откос этого пустынного острова, один из сопровождавших Летбриджа мужчин оставил возле лодки свою куртку, в которую был завернут сверток с бутербродами. После возвращения с прогулки рыбак обнаружил свою куртку на большом плоском камне у воды, а вместо свертка в ней лежал пучок водорослей, опутанный ажурным серебряным ожерельем. Через несколько дней Летбридж вернулся на остров с фотографом. Они устроили в камнях укрытие и почти неделю просидели в нем, ожидая появления русалок. Прикормка бутербродами и сладостями не дала никаких результатов. В конце концов Летбриджу пришлось отказаться от своей затеи. Когда баркас, пришедший за ними, отчалил от острова метров на двести, вся команда услышала веселый смех, доносившийся из прибрежных скал. А вот английский поэт У.Йетс верил в эльфов и фей. Он был хорошим другом Елены Блаватской и разделял с ней убеждение в том, что любое событие происходит не только в физическом, но и духовном мире. Однажды Честертон, известная личность в истории Англии, упрекнул поэта в детских предрассудках. "Вы верите в эльфов, мистер Йетс? Это же сказки! Плод воображения!" -- То же самое я говорил кузнецу на ферме Хогана,-- ответил поэт.-- У нас завязался спор. Мне хотелось втолковать этому мужлану прописные истины науки, но детский визг и возня под кроватью все время сбивали меня с мысли. Наконец, я попросил кузнеца успокоить своих детей. "У меня нет детей!"-- вскричал мой собеседник и со злостью пнул железную кровать. Из-под нее, как картошка из мешка, посыпались эльфы. Между прочим, Йетс был знаком с востоковедом Эвансом Вентцом, которого многие читатели знают по переводу "Тибетской книги мертвых" и по потрясающей работе "Змеиная сила". Заразившись от Йетса страстью к европейскому фольклору, Эванс Вентц написал прекрасную книгу -- "Вероисповедание кельтских стран: феи, нимфы и эльфы". При сборе материала он общался с людьми, для которых эти существа были такой же обычной частью жизни, как для нас собаки и кошки. Он и сам однажды встретил лесного духа. "Тот миг я запомню навсегда... Сначала вспыхнул ослепительный свет, а потом я понял, что он исходит из высокой фигуры, тело которой лишь слегка отличалось от воздуха своим опаловым цветом. От ног до головы существа ежесекундно пробегало электрическое сияние. Оно потрескивало в его волосах, и коричневая шерсть казалась золотистой в этой пламенеющей ауре. Дух сиял. Лучи его света изливались во всех направлениях, и те, что касались меня, вызывали в моей душе чувство необычайной радости и какого-то детского восторга." Вы, конечно, можете скептически улыбаться, читая эту статью. Но я хочу у вас спросить: вы видели кондора? Вы видели птицу гамаюн? Ну а что тогда удивляться тому, что многие из нас не встречали русалок и эльфов? Сэр Артур Конан-Дойль, создатель Шерлока Холмса, утверждал, что собственными глазами видел сказочные существа. Он даже написал об этом книгу "Явление фей". А началось все с того, что некий инженер по фамилии Райт проявлял фотоснимки, сделанные его шестнадцатилетней дочерью Элси. На пластинке с негативом (а надо помнить, что это был 1917 год) инженер заметил смутные белые пятна, которые он поначалу принял за птиц. Но когда фотография проявилась, он увидел кузину дочери, одиннадцатилетнюю Фрэнсис Гриффитс. А перед ней, на листьях куста, танцевали четыре маленькие женские фигуры, облаченные в полупрозрачные одежды. У них имелись крылья, и одна из них играла на крохотной флейте. На следующем снимке Элси сидела у ручья, который протекал по саду Райтов. Она придерживала за руку гнома, который взбирался вверх по складкам ее платья. Эти фотографии вызвали много споров и экспертиз. Несмотря на то, что все специалисты, проверявшие их, подтверждали истинность снимков, пресса и ученые объявили их ловкой мистификацией. А Конан-Дойль поверил. Он приехал в семью Райтов, подружился с Элси и Фрэнсис, и те показали ему своих маленьких друзей. Конан-Дойль написал статью о феях. Публикация вызвала такой огромный интерес, что семейству Райтов пришлось переехать в отдаленную провинцию Англии, иначе бы девочек просто не оставили в покое. В 1971 году, когда Элси исполнилось 70 лет, телепрограмма Би-Би-Си взяла у нее интервью. Ей предложили признаться в подделке фотографии, на что женщина спокойно ответила: "Нам было тогда 16 и 11 лет. В те времена фотоаппарат казался настоящим чудом, и мне бы даже в голову не пришло, что им можно дурачить публику." Вы можете спросить, а как с этим делом у нас? Водятся ли природные духи в Латвии? Да их тут столько, что и не счесть. Взять хотя бы рассказ межарской колдуньи Фаины. "Тут, в болотах, живет маленький народ. Вроде детей, но лица морщинистые, старые. Поедешь по снегу дрова везти, а следочков их видимо-невидимо. Гуляют, стало быть; работу делают. А если их глаз чужой заприметит, тут же пнями обернутся или туман поднимут такой, что и дороги домой не найдешь. Я-то с ними маленько знакома -- меняю им, чего попросят, на траву заветную, которой в мире нашем нет. А однажды видела проход в их царство, заповедное для нас, людей. Когда состарюсь совсем, пойду к ним доживать. Потому что добрые они -- не чета-то моим соседям." В Латгалии есть озеро, на водах которого происходят чудеса. Я не буду раскрывать его местоположения. Люди, которым я доверяю, рассказали мне о двух странных случаях. Первый произошел лет тридцать назад, с мальчишкой, который долгое время считался погибшим. Однажды летним утром он отправился на рыбалку. Переезжая на лодке с места на место, мальчик оказался вблизи небольшом рога, поросшего тростником. Внезапно вода перед ним забурлила, пошла кругами, и он увидел, что к нему подплывают существа, похожие на большие вытянутые капли. У них были человеческие лица, а полупрозрачные тела непрерывно меняли форму, превращаясь то в рыб, то в гребни волн, то в мозаику солнечных бликов. Эти существа похитили мальчишку. Его родители и люди с соседних хуторов нашли только лодку, которая плавала посреди озера. Прошло тридцать лет. И мальчик вдруг вернулся. Он пришел домой -- все с той же удочкой и ведерком рыбы. Постаревшая мать тут же узнала сына. А он с ужасом смотрел на ее морщинистое лицо. После долгих расспросов ему удалось припомнить место, где он встретил своих похитителей. Отец, собрав друзей, отправился туда. Но рожок оказался вполне знакомым. Каждый местный рыбак бывал там раз по сто. И все бы ничего, да только лет через пять на том месте вновь приключилось чудо. Решили два мужика немного побраконьерничать. Выехали вечером напротив рога и по привычке, перед тем, как сеть забросить, заглотили по стаканчику разведенного спирта. Пока пили, не заметили, что туман сгустился. Глядь, а кругом белым-бело, словно их в кастрюлю с молоком опустили. Стали они сеть кидать, а та вниз идет, будто и дна под ними нет. Но мужики-то знают, что глубина здесь -- от силы метра два. Страх их разобрал. Решили они домой собираться. Начали сеть вытягивать, и тут рывок мощнейший -- словно не они, а их кто-то на уху поймал. Говорят, что в лодке с трудом удержались. Одному веревкой палец срезало, как ножом. Бросили мужики ту сеть и давай грести к рогу. А потом по болоту бегом -- только пятки сверкали. В Курземе тоже чудес не меньше. Недавно житель Кестерциемса рассказал мне о "черных монахах", которые похищают детей в рыбацких поселках. По его словам, это длится уже веками -- возможно, лет триста, если не больше того. "Как только шторм на море начинается, они приплывают к нам на корабле с зелеными парусами. Я не раз замечал их парусник среди пенящихся волн, а в детстве и сам видел двух таких "монахов". Ростом они маленькие -- может быть метр какой. Но проворные и сильные, что тебе циркачи на канате. Их тела покрыты серыми мантиями. Под капюшоном чернота. И только глаза при вспышках молний сверкают красным светом. Они забираются по лестницам в дома, под покровом ночи крадут детей и уводят их к берегу, а затем переправляют на свой корабль. Помню, мама прятала меня каждый раз, когда начиналась буря. Я тогда сердился на нее, не понимал опасности, а сейчас благодарен ей за то, что спасла меня от плена у этих чертей. В них есть что-то злобное и дьявольское. Во время шторма мы с женой тоже укладываем дочерей в свою постель и следим всю ночь, чтобы "монахи" не влезли в окна. Да и все тут так делают. Не веришь? Спроси у любого." Забавно, правда? Нас окружают компьютеры, телевизоры и микроволновые печи. По дорогам мчатся машины, и на рельсах гудят поезда. А всего в двух шагах от вас прячется сказочный мир, о котором вы знали в детстве, но сейчас забыли. Это мир природных духов. В нем слышен смех русалок, и хитрые карлики крадутся куда-то по своим делам. Там волшебство и чудеса, о которых тоскует человеческое сердце. Там корни нашей культуры, истоки доброты и грезы предков, которые мы теперь заменяем на африканское вуду и западных вампиров. И все же бывают минуты, когда фея касается нас легким крылом, когда оживает цветок души, и мы замираем от трепетного восторга. И тогда этот мир прекрасных существ раскрывает нам свои объятия, и мы снова встречаемся с друзьями, которые нас любят и ждут.