СЕКРЕТЫ ТЕСТОВ IQ Марк Лесовский ------------------------------------------------------------- (с) Марк Лесовский, 1999 Все права сохранены. Текст помещен в архив TarraNova с разрешения автора. Любое коммерческое использование данного текста без ведома и согласия автора запрещено. -------------------------------------------------------------- Что делает человека человеком? Ноги? Но гепард втрое быстрее лучшего бегуна. Кулаки? Горилла одним ударом уложит любого боксера. Труд? Куда уж нам до муравья, у которого рабочая неделя состоит из 168 часов. А как насчет использования орудий труда? Шимпанзе, отправляясь за лакомыми термитами, заготавливает целую охапку палочек различной длины и толщины. Тогда, может быть, хитрость и смекалка? Африканская птица медоуказчик специально заманивает человека в лес и показывает ему улей, за что получает кусочки сотов. Ага, значит, мозг? Вот тут вы совершенно правы. Свое исключительное место в иерархии мира наши предки завоевали интеллектом. Бог наделил нас самым удивительным и совершенным нейрокомпьютером. Представьте себе: 100 миллиардов нейронов серого вещества, 70 миллиардов нейронов белого вещества и сотни триллионов связей между ними. Человеческий мозг может решать потрясающе сложные задачи. В психологии эта способность называется интеллектуальностью. Социологи утверждают, что "средний человек", по степени важности для себя, ставит силу интеллекта на второе место -- сразу же после здоровья. Однако заметьте: люди часто желают друг другу улучшения здоровья, увеличения доходов, повышения в должности, но никогда не желают усиления интеллекта. Почему? Очевидно, они интуитивно понимают, что усилить интеллект невозможно. А еще мы по опыту знаем, что интеллект у людей бывает разным. Если мы возьмем наугад двух мальчиков и попросим их ответить на несколько простых вопросов, то нам вскоре станет ясно, что у первого подростка по сравнению со вторым в сто раз меньше шансов получить высшее образование, но в десять раз больше шансов угодить за тюремную решетку. Подобный статистический опрос называется тестом. Когда тестирование только входило в моду, у него было множество противников. Основным упреком являлось утверждение, что оценка людей по их ответам на вопросы -- это унизительная, бесчеловечная и жестокая процедура. Но так ли это на самом деле? А учить в одном классе глупых и умных -- это не "жестоко"? А родиться талантливым и нищим -- разве это не "унизительно"? Но, слава Богу, мы, читатели "Земе", спокойные и взвешенные люди. Нас уже нельзя обмануть капиталистическими сказками о "равных возможностях" и социалистическими мифами о "равных способностях". Для нас горькая правда дороже сладких слов. Сто лет назад, на заре исследований человеческого интеллекта, психологи обнаружили замечательное явление. Если группе людей предлагали набор различных тестов -- логических, словесных, числовых или графических,-- то каждый отдельный испытуемый справлялся со всеми заданиями либо одинаково хорошо, либо одинаково плохо. Так родилась гипотеза о том, что сила интеллекта определяется одним общим показателем -- так называем g-фактором (от словосочетания general factor), величина которого проявляется в каждом конкретном тесте, как IQ (коэффициент интеллекта), плюс небольшие искажения, обусловленные специфическими знаниями или склонностями испытуемого человека. В течение XХ века эта гипотеза превратилась в теорию умственных способностей. Представьте себе пирамиду, на вершине которой располагается g-фактор, определяющий силу интеллекта. Ниже находится слой так называемых групповых факторов (и именно их измеряют тесты IQ). Это речевые способности, математическая логика, пространственное воображение, ассоциативная память и т.д. Самый нижний слой иерархической пирамиды состоит из навыков, которые зависят от знаний, опыта, конкретной работы и профессии. Итак, мы выяснили, что g-фактор -- это та величина, которая характеризует человеческий ум, а точнее, нашу склонность к логическому и абстрактному мышлению, способность решать проблемы и быстро обучаться. Современная наука знает, как выделить g-фактор из множества IQ, определенных с помощью тестов. Но психологи тоже люди. Им лень возиться с таблицами и подсчитывать ваши баллы. Поэтому они придумали отговорку, что, мол, об интеллекте человека можно судить даже по результатам одного единственного теста. И теперь g-фактор все чаще заменяется IQ. Конечно, вы можете сказать, что вам от таких упрощений ни холодно, ни жарко. Но это не совсем верно, потому что многие руководители фирм и предприятий производят отбор претендентов на рабочие места, опираясь на результаты тестов IQ. И они имеют на то веские причины. Судите сами -- вот некоторые данные, которые предлагает нам статистика. Взрослые люди, IQ которых выше 125, пригодны к любой работе и могут самостоятельно обучаться новым навыкам. Человек, с IQ от 90 до 110, легко поддается обучению многим профессиям, но не годятся для работ высокопрофессионального и руководящего уровня. Люди, IQ которых ниже 75, практически не поддаются профессиональному обучению. Исследования, проведенные 30 лет назад в армии США, показали, что новобранцам, с IQ ниже 90, требуется в 5-6 раз больше тренировок для прохождения курса молодого бойца, чем их сверстникам, имеющим более высокий IQ. Намучившись с "заторможенными" призывниками во время Второй мировой войны, конгресс США запретил набор в армию тех лиц, IQ которых ниже 80. Теперь эта планка поднята до 85. Кроме того, американские психологи убеждены, что коэффициент интеллекта влияет на жизненный успех человека. Статистика приводит сравнение двух групп: А (жителей США с IQ от 75 до 90, составляющих 20% населения) и В (жителей США с IQ от 110 до 125, которых тоже примерно 20%). Оказывается, люди из группы А в 8.8 раз чаще отчисляются из высшей школы, в 5.3 раза чаще живут в бедности и в 1.5 раза чаще разводятся, чем их сограждане из группы В. Женщины из группы А в 4.3 раза чаще становятся матерями-одиночками, а мужчины в 7 раз чаще попадают в тюрьмы и в 1.4 раза чаще теряют свою работу. Сколько же в нас этого IQ? И как рассчитывается "коэффициент интеллекта"? В современных тестах сумма ваших баллов за выполненные задания пересчитывается в IQ с помощью таблиц, откалиброванных особым образом. Чтобы не забивать вам голову такими выражениями, как "гауссова кривая" и "статистическое распределение человеческой популяции по коэффициенту интеллекта", я просто скажу, что в основу этих таблиц положен колоколообразный график, где по оси Х откладываются значения IQ, а по оси У -- проценты от числа всех живущих в мире людей. 0% соответствует IQ, равному 100. 50% людей имеют IQ от 90 до 110, 90% -- IQ от 75 до 125, и 100% (то есть практически любой человек) -- IQ от 65 до 135. В газетах и журналах (и особенно в мемуарах известных нам политиков) вы можете встретить упоминания об IQ, равных 160, 180 и даже 240. Относитесь к этим цифрам скептически. Так же как и к басням о том, что у Майкла Фарадея и Александра Македонского, якобы, был очень низкий коэффициент интеллекта. Можно подумать, у психологов уже есть машина времени, на которой они переносятся в прошлые века для проведения своих статистических опросов. Как бы мы ни относились к тестам IQ, в их поддержку выступают биология, социология и педагогика. Оказывается, объем мозга, с поправками на пол и рост человека, полностью соответствует его IQ. Чем выше интеллект, тем меньше энергии и времени человеческий мозг тратит на решение проблемы. Причем, скорость прохождения и согласованность мозговых волн также соответствует коэффициенту интеллекта. Ученые проводили такой эксперимент: по световому сигналу человек должен был снять палец с одной кнопки и нажать на другую. Так вот даже в этом простейшем действии люди с высоким IQ показывали "неизменно превосходный результат". А что уж говорить о более сложных задачах? Похоже, что величина IQ заложена в генах человека. Многолетние наблюдения за очень большой группой детей, воспитываемых в чужих семьях, доказали, что генетический вклад в IQ у дошкольников составляет 40% (остальное -- эффект среды), у подростков -- 60%, а у взрослых -- 80%. То есть, подрастая, дети постепенно "забывали" IQ приемных родителей и достигали уровня интеллекта своих физических матерей и отцов, которых они никогда не видели. Тем же статистическим оружием была "убита" догма о том, что на коэффициент интеллекта влияют и оказывают долгосрочное воздействие психологические, социальные и экономические условия, в которых воспитывался индивидуум. За полвека дорогостоящих изысканий так и не было найдено ни одного способа повысить IQ человека на длительное время. В детстве интенсивное обучение ускоряет его естественный рост, однако в молодости кривая интеллекта упрямо выползает на ровное плато, которое простирается от 20-25 лет до самой смерти. Однако это лишь надводная часть айсберга, которая совершенно не объясняет нынешнюю популярность тестов. Почему же в наши дни тестируется каждый человек? Зачем на IQ проверяютcя служащие, рабочие и учащиеся? И даже дети в дошкольных учреждениях, хотя независимо от результатов они все равно попадают в обычные школы? А ведь надо заметить, что это происходит не только в Латвии, но и во всем мире. Так в чем же причина такого распространения тестов IQ? Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить о том, что статистика обо всем говорит только "в среднем". Да, в среднем каждый человек имеет IQ от 65 до 135. Но по теории вероятности, должны быть люди как с большими, так и с меньшими значениями. Вторых мы встречаем довольно часто. Их называют олигафренами или "слабоумными". В эту группу входят три категории людей: дебилы, имбецилы и идиоты. А что нам известно о тех "суперменах", чьи IQ значительно выше усредненных величин? Ничего! Хотя вплоть до середины нашего века мир восхищался сотнями одаренных личностей, в том числе и подростков. Теперь же сведения о гениальных людях настолько засекречены, что мы можем лишь догадываться об их существовании, как, впрочем, и о наличии закрытых детских школ, опекаемых военными и научно-исследовательскими учреждениями. Достоянием гласности становятся только крохи информации. Многие из нас видели фильм "Притворщик", в котором ловкий Джарод перевоплощается то в тех, то в других людей. Но сколько подобных "суперменов" живут и действуют во благо мощных корпораций? Сколько таких "Центров" создано в США, России и прочих державах? И поверьте, не зря тысячи благотворительных фондов ежедневно тестируют подростков, выискивая среди них "одаренных" и "гениев". Не зря полиция многих стран расследует похищения и таинственные исчезновения детей, которые, как правила, остаются нераскрытыми. Спрос на "суперменов" велик. Вы только подумайте, каких денег стоит этот тотальный опрос всех ныне живущих людей. Но и прибыль здесь немалая. К примеру, среди звезд шоу-бизнеса стало модным искусственное оплодотворение. Имеется особый банк семени, благодаря которому любая рок-звезда за огромную плату может внести в свою наследственную линию "ген гениальности", полученный от неизвестного отца с IQ от 200 до 500. А сколько незасиявших светил культуры и науки "пало" под скальпелями докторов в угоду расистским запросам евгеники -- той самой "науки об улучшении человеческой породы", которая ныне переживает свой новый взлет. Ведь нас уже не удивишь широкомасштабными медицинскими и научными опытами над людьми. Мы даже к этому привыкли. В рекламном блоке многих газет вы можете встретить объявления, приглашающие вас для участия в различных медицинских и диетологических экспериментах. Американцы, раз обжегшись на плохо проверенных медикаментах для беременных женщин, предпочитают теперь испытания новых средств в слабо развитых странах. И очень жаль, что правительство Латвии разрешает опыты над своими подданными -- особенно, учитывая нашу демографическую ситуацию. Между прочим, в Америке до сих пор рождаются дети без рук и ног -- и это последствия подобных экспериментов. Однако вернемся к тестам IQ. Будем считать, что нам повезло оказаться в той самой "средней" группе, к которой относятся 97% всего населения планеты. Итак, нам не грозит судьба притворщика-Джарода, и по воле случая мы избежали участи "гениальных доноров", жертвующих свои плоть и семя на прихоти богатых людей и запросы обезумевших военных. Тем не менее многим из нас придется проходить тестирование при приеме на работу или при проведении каких-то интеллектуальных процедур. При этом полезно помнить следующее. Если тест не на родном языке, то ваш IQ будет занижен. Если тест уже знаком, IQ будет завышен. Если тест требует каких-то специфических знаний, отсутствующих у вас в силу возраста, образования или места проживания, лучше сразу откажитесь от него. А при панической боязни "цейтнота" постарайтесь выбрать тест без временных ограничений. И еще один совет. Не принимайте близко к сердцу результаты "проваленного" вами теста. Есть много важных качеств личности, которые g-фактор не учитывает. Как сказал поэт и писатель Шефнер: "Можно быть глупым ученым и можно быть мудрым работником ассенизационной системы". В свою очередь я желаю вам быть "себе на уме" и не омрачать вашу жизнь тревогами о тестах. "У природы нет плохой погоды..." -- так же как и плохих IQ.