Сергей Трофимов ОДЕРЖИМОСТЬ: ИЛЛЮЗИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? ------------------------------------------------------------- (с) Сергей Трофимов, 1998 Все права сохранены. Текст помещен в архив TarraNova с разрешения автора. Любое коммерческое использование данного текста без ведома и согласия автора запрещено. -------------------------------------------------------------- Ученые не любят говорить об одержимости. Эта тема стоит на грани пропасти, перед которой пасует все научное мировоззрение. Факты, начиная от Библии и кончая отчетами психдиспансеров, говорят о непознанном явлении, а мужи с дипломами профессоров застенчиво пожимают плечами и дают нам понять, что не видят здесь причин для разговора. В настоящее время существуют две точки зрения, и выразителями первой из них являются такие известные личности, как Алан Кардек и Эмануэль Сведенборг. По их мнению, души людей, погибших внезапной смертью, а также души злодеев, не обретших покой из-за совершенных ими преступлений, часто не осознают свою смерть и становятся блуждающими странниками вечности. Их притягивают люди сходного ума. Духи делят с ними их жизни и переживания. По словам Кардека, некоторые "отвергнутые души" очень злобные; другие ведут себя как озорные шалуны и используют энергию, взятую от человека, для всевозможных физических беспорядков -- это явление называется полтергейстом. Овладевая людьми, они выбирают тех, кто сходен с ними по характеру, а затем постепенно подчиняют их себе или полностью заменяют собой. Вторую точку зрения выражает профессор Остерайх. Подвергая доводы противников остроумной критике, он утверждает, что любой случай одержимости объясняется либо истерией, либо негативным внушением. В качестве доказательства своей позиции он приводит историю "Ахилла", описанную психиатром Пьером Жане. Ахилл был преуспевающим бизнесменом. Однажды он вернулся из деловой поездки угрюмым и молчаливым. Обняв супругу и ребенка, Ахилл отправился в спальную и проспал два дня. После этого он начал страдать от галлюцинаций, метаться по постели и кричать о том, что находится в аду. Когда бедняга совершил несколько попыток самоубийства, его отправили в один из парижских госпиталей, и он попал под опеку знаменитого психиатра Каркота и доктора Жане. Жане заметил, что Ахилл проявляет признаки одержимости: больной ругался грубо и громко, а потом дрожащим и жалким голосом умолял избавить его от принуждения демонов. Доктору долго не удавалось наладить контакт. Ахилл не желал его слушать и сопротивлялся гипнозу. В конце концов, Жане уговорил его отвечать на вопросы письменно. "Кто ты?"-- спросил доктор. "Дьявол,"-- написал больной. "Ты можешь поднять левую руку Ахилла так, чтобы тот не знал об этом?" "Конечно,"-- ответил Ахилл и поднял руку. "Почему вы сделали это?"-- спросил Жане у больного нормальным голосом, и Ахилл с изумлением посмотрел на свою руку. Демон демонстрировал свою власть, заставляя Ахилла танцевать, щелкать языком и целовать лист бумаги. Наконец, Жане спросил, может ли тот отправить Ахилла в глубокий сон. Через миг больной вошел в транс. Воспользовавшись этим, Жане провел опрос о причине его болезни и быстро выяснил, что Ахилл во время поездки изменил жене. Глубокое чувство вины вызвало депрессию и остальные симптомы. С помощью наведенной галлюцинации врач заставил Ахилла увидеть жену и убедил больного, что она прощает неверность супруга. Вскоре все психологические проблемы Ахилла были решены окончательно, и он вернулся в семью. Однако в споре ученых никогда не бывает победителей. По словам Кардека, Ахилл действительно мог находиться под властью какого-то вредного духа, так как люди, страдающие от нервный травм или чувства сильной вины, более склонны к "одержимости", чем нормальный здоровый человек. Кардек утверждает, что, когда Жане заставил пациента поверить в прощение жены, дух "ушел", поскольку потерял свой интерес к Ахиллу. Тот же взгляд выражает и американский психиатр Карл Уикленд, написавший книгу "Тридцать лет среди мертвых". Он согласен, что большинство психических заболеваний вызвано вторжением "беспокойных духов". Свое мнение он подтверждает сотней достоверных случаев. Одна из его пациенток увлеклась автоматическим письмом и вскоре начала проявлять симптомы психического расстройства. Она ругалась, не узнавала близких ей людей и заявляла, что работает стриптизершей в баре. После нескольких бурных скандалов с соседями почтенная дама оказалась в психиатрической больнице. Другая женщина, утонченная и милая леди, стала вдруг убежденной, что ее душа будет проклята за грехи прошлой жизни. При виде каждой грязной лужи она бросалась в нее на колени и молила небеса о прощении. Еще одна пациентка, владелица модного шляпного салона, становилась по вечерам у окна и кричала о том, что голос Земли сообщил ей о скором конце света. Все было бы ничего, но она вещала об этом совершенно голой. Доктор Уикленд лечил таких больных проверенным методом. Он вывел теорию, что многие духи, овладевающие разумом людей, не осознают факта своей смерти. Их привлекает тепло человеческой ауры, и они, при определенных обстоятельствах, становятся психо-энергетическими паразитами. Доктор Уикленд убеждал этих духов в том, что они мертвы, и его пациенты, как правило, возвращались к нормальному психическому состоянию. Противники подобных теорий говорят, что концепция одержимости не объясняет психических расстройств, вызванных физическими травмами. Они приводят в пример хрестоматийный случай Френка Джеймса, который, упав в десятилетнем возрасте с мотоцикла, превратился из ласкового послушного мальчика в безжалостного и дерзкого преступника. Большую часть следующих двадцати лет он провел в исправительных учреждениях и тюрьмах. Объявленный невменяемым, он сбежал из психиатрической лечебницы и совершил серию отвратительных убийств. Во время задержания один из полицейских ударил его дубинкой по голове. Очнувшись, Френк вновь обрел свою прежнюю личность. Сейчас он отбывает пожизненный срок, и надзиратели отзываются о нем как об очень добром и хорошо воспитанном человеке. Многие ученые сводят феномен одержимости к обману и мошенничеству. Но как тогда объяснить случай "лаудунских ведьм"? В 1633 году Эбин Грендир, приходской священник небольшого французского города Лаудун, был обвинен в колдовстве и в том, что он чарами магии отдал монахинь местного монастыря в обладание демонам. Церковная комиссия, разбиравшая дело, подтвердила, что монахини действительно выкрикивали богохульства и непристойности, извивались на полу и оголяли интимные части своих тел. Священника казнили, но монахини продолжали отдаваться демонам. По словам доктора Остерайха, лишенные секса монахини убедили себя в одержимости дьяволом и впали в состояние групповой истерии. В качестве доказательства он приводит отрывки из биографии настоятельницы этого монастыря, Жанны дес Анжес. Она признается, что никогда не пыталась сопротивляться одержимости, так как ее возбуждал тот сексуальный шабаш, который вызывали демоны. Остается неясным одно: как объяснить все то, что случилось с экзорцистами? Отец Лактан, наблюдавший за изгнанием бесов в мятежном монастыре, стал "одержим" и через месяц скончался от умопомешательства. Еще через три месяца умер отец Транквиль. В борьбе с "демонами", вторгшимися в его разум, он исхудал от истощения как щепка. Свидетели утверждали, что в последние минуты жизни его тело извивалось на полу, а уста извергали богохульства. Отец Люка погиб от такой же участи. Экзорцист доктор Маннури умер в бреду. Отец Жан Сурин, самый сильный и опытный экзорцист во Франции, был послан в Лаудун, но тоже стал жертвой "демонов". В последующие 25 лет он периодически впадал в безумие. Трудно поверить, что подобные результаты могла вызвать обычная истерия. А вот еще один интересный факт. Примерно десять процентов от числа всех живущих людей сталкиваются с таким явлением как "голоса". Ученые называют этот феномен слуховой галлюцинацией. "Голоса" разговаривают, угрожают, ругаются и советуют, причем чаще всего коротким фразами. Они убеждают, шутят, командуют или сообщают о том, что якобы вскоре должно случиться. "Голоса" варьируются от тихого шепота до громкого крика. Иногда люди слышат по нескольку голосов, а с некоторыми "фантомы" говорят на непонятных или иностранных языках. Доктор Ван Дюсен, клинический психолог калифорнийского госпиталя утверждает, что людей, которые слышат голоса, намного больше, чем учитывает статистика. Почти каждый из них скрывает этот факт из боязни показаться сумасшедшим. Ван Дюсен считает, что в данном случае термин "галлюцинация" абсолютно ничего не объясняет. Его пациенты как бы входят в контакт с другим миром или, точнее, с другим видом существ. Такие контакты или "галлюцинации" происходят внезапно. Многие люди пугаются, не зная, как принять это новое и необъяснимое переживание. Ван Дюсен делит разговорчивых фантомов на две категории. Низший порядок он называет "мучителями". По его мнению, это духи, которые пугают и совращают людей для собственной забавы. Прежде всего они находят слабое место человека и используют его для принуждения к плохим поступкам. Этот тип "голосов" неизменно настаивает на разрушении. Угрозами или обещаниями они подтачивают волю человека, пока тот не подчиняется их приказам. Высший порядок духов, наоборот, нацелен на помощь человеку. Эти "голоса" используют религиозный и символический язык. Они поддерживают и инструктируют людей -- в основном для того, чтобы защитить их от нападок "низшего порядка". Интересен случай, названный в психиатрии "чудом Уотсека". Он произошел с тринадцатилетней Ларенсией Веннум, проживавшей в городке Уотсек, штат Иллинойс. Девочка без труда входила в транс и становилась медиумом для многих духов. Однажды, во время медицинского осмотра, Ларенсия заявила, что в комнате находится дух Мэри Руф -- девушки, которая умерла 12 лет назад. Ларенсия сказала, что дух Мэри просит одолжить ее тело на три месяца. На следующий день Ларенсия назвала себя Мэри. Она попросила вернуть ее в дом семьи Руф, и когда доктор исполнил эту просьбу, девочка продемонстрировала странную осведомленность в расположении комнат. Она тут же узнала сестру Мэри, хотя никогда не встречалась с ней раньше. К всеобщему изумлению Ларенсия рассказывала о старых игрушках Мэри и давно забытых происшествиях, которые случались в семействе Руф. Через три месяца она вновь превратилась в саму себя. Этот случай детально изучался американским институтом психических исследований. В отчете сказано, что Ларенсия не только приводила точные сведения о ранних годах Мэри, но и без колебаний узнавала по фотографиям дальних родственников семейства Руф. Ни о каком обмане и мошенничестве не могло быть и речи. Тем самым представители современной ортодоксальной науки еще раз признали тот факт, что "одержимость" существует. Случай Ларенсии Веннум и Мэри Руф поднял новый вопрос -- а чем же тогда отличается реинкарнация от одержимости? Мы знаем, что реинкарнация является частью религиозных догм индуизма и буддизма. В 30-е годы нашего века весь мир облетела весть о маленькой Шанти Деви, чья история стала христоматийным подтверждением цикличных перерождений. Этот случай описывали тысячу раз, и для разнообразия давайте остановимся на сходной истории с близнецами Поллок. В мае 1975 года две сестры -- Джоанна и Жаклин Поллак, в возрасте 11 и 6 лет -- погибли при наезде машины, с которой не справился пьяный водитель. В октябре 1978 года миссис Поллок родила двух близняшек. Их назвали Дженнифер и Джиллиан. Дженнифер от рождения имела на лбу шрам -- в том месте, где он был у ее мертвой сестры Жаклин. Сразу после родов миссис Поллок переехала с детьми в другой штат. Через пять лет они вернулись обратно, и подросшие дети тут же узнали старый дом, школу и игровую площадку. Они словно прожили в этом городе всю жизнь. Когда миссис Поллок открыла шкаф со старыми игрушками, близняшки не только узнали кукол, но и вспомнили имена, которыми их называли погибшие сестры. Довольно странное совпадение, если учесть, что мать никогда не рассказывала им о том, как погибли Джоанна и Жаклин. Однажды миссис Поллок была шокирована, застав девочек за странной игрой. Одна из них покачивала голову другой и пела: "Кровь течет из твоих глаз. Тебя сбила машина." Что же такое "одержимость" -- иллюзия или факт? И если этот феномен действительно существует, не является ли он второй стороной того явления, который люди называют "реинкарнацией"? Ученые смущенно разводят руками. В их книгах таких ответов нет.