Французская фантастика 


На главную    История ФФ    Авторы    Журналы    Премии    Сайты    TarraNova

Мопассан Анри Рене Альбер Ги де (Франция)
(Maupassant, Henri Rene Albert Guy de, 1850-1893)

Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения.

Во время учебы и в начале литературной деятельности в воспитании Мопассана активное участие принимал Флобер, друг детства его матери, благодаря которому Мопассан усвоил требования эстетики реализма. Очень быстро Мопассан достиг в искусстве новеллы такого совершенства, что его натурализм и пессимизм стали производить впечатление шока на современников; такого эмоционального уровня редко достигали его романы. С 1884 он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, которые послужили сюжетом для новеллы "Орля" (Le Horla, 1887), перекликающейся с творчеством Э.А.По. Здоровье писателя, подорванное сифилисом, резко ухудшилось, и он попытался покончить с собой. В 1891 Мопассана, впавшего в полное безумие, поместили в психиатрическую лечебницу в Париже, где он скончался 6 июля 1893 от общего паралича.

Примерно три сотни его рассказов, первоначально публиковавшихся в газетах и журналах, были помещены в несколько сборников "Заведение Телье" (La Maison Tellier, 1881), "Лунный свет" (Clair de lune, 1884), "Сестры Рондоли" (Soeurs Rondoli, 1884), "Рассказы вальдшнепа" (Contes de la becasse, 1885), "Сказки и другие рассказы" (Contes et nouvelles, 1885). Всего таких сборников насчитывается 16. Мопассан создал также 6 романов - "Жизнь" (Une Vie, 1883), "Милый друг" (Bel-Ami, 1885), "Пьер и Жан" (Pierre et Jean, 1888), "Сильна как смерть" (Fort comme la mort, 1889) и др.

Несмотря на то, что в творчестве Мопассана преобладают реалистические произведения, он уделял немало внимания фантастическому жанру, что позволяет - с известными оговорками - причислять его к сонму писателей-фантастов.

Надо сказать, что 19 век - эпоха расцвета литературной фантастики, в романтическом периоде которой важную роль сыграли книги Э.Т.А.Гофмана в Германии, В.Ирвинга и Э. По в США, и целой когорты писателей во Франции, в числе которых можно назвать прежде всего Жака Казотта, Шарля Нодье и Жерара де Нерваля; заметный вклад в жанр приходится также на долю таких известных романтиков и реалистов, как А.Дюма, В.Гюго, Теофиль Готье и Проспер Мериме.

Первоначально фантастическая литература ограничивалась традиционными мистическими сюжетами: рассказами о встречах с привидениями и демонами, описанием зачарованных замков, пактов с дьяволом и прочей чертовщины. Начиная примерно с 1870 г., она заметно эволюционировала и стала интересоваться более серьезными вещами, которыми зачастую не гнушалась заниматься и наука того времени, а именно, гипнозом, магнетизмом, тайнами человеческого сознания. Попутно заметим, что дальнейшее развитие науки и техники во второй половине 19-го века привело к появлению таких популяризаторов достижений науки и прогнозистов ее дальнейших успехов, как Жюль Верн, считающийся во Франции одним из отцов-основателей научной фантастики технического направления, прекрасно обходившейся без мистических элементов. В скором времени надежда обнаружить жизнь на далеких планетах позволила вышедшей в космос фантастике приобрести дополнительные измерения и постепенно перейти к тому, что сейчас называют научной фантастикой.

Ги де Мопассан заинтересовался этой разновидностью литературы в начале 80-х гг. 19 века. Ряд его новелл, посвященных фантастической тематике, вошел в сборник "Страх и другие фантастические рассказы". В нем, наряду с таким широко известным его рассказом, как "Орля", были опубликованы и многие другие рассказы, в том числе "Кто знает?", "Шевелюра" и др.

Наряду с этими великолепными образцами классической фантастики, перу Мопассана принадлежат и отдельные менее известные новеллы, безусловно, относящиеся уже к научной фантастике. Одним из ее образцов можно считать рассказ "Гости с Марса", за который не было бы стыдно и писателю-фантасту первой половины 20 века.

Рассказ был впервые опубликован в 1889 году в журнале "Политические и литературные анналы" и только в 1957 году перепечатан в журнале "Фиксьон".

И.Найденков


Рассказы


История ФФ | Авторы | Журналы | Премии | Сайты
Вебмастер: Сергей Тарасов Координатор: Андрей Новиков
Home: http://tarranova.lib.ru/FR_SF/