|
Когда в конце Второй мировой войны на Европейский континент высадились американские джи-ай, они вместе с избавлением от немецкой оккупации принесли и элементы массовой американской культуры, среди сомнительных сокровищ которой была и научная фантастика.
Конечно, книги, относящиеся к этому виду литературы, издавались во Франции и раньше, начиная примерно с середины XVI века. Позднее, в конце ХIХ века, десятки романов написал Жюль Верн, считающийся, наряду с Гербертом Уэллсом, одним из основателей мировой научной фантастики. В большом количестве книги, относящиеся к различным видам фантастики, издавались и позднее, в период до Второй мировой войны. Так, французский фантаст Серж Леман в одной из своих статей оценивает общий объем литературы, опубликованной во Франции за период с конца ХIХ до середины ХХ века и позднее отнесенной к тому, что стало называться фантастикой, в 2500 томов.
Но формально научная фантастика современного облика появилась во Франции только в конце 40-х - начале 50-х годов. В 1951 году почти одновременно начали выходить книги двух массовых серий: 'Рейон фантастик' ('Rayon fantastique') и 'Антисипасьон' ('Anticipation'); вскоре родились и другие серии. Одним из важнейших событий этих лет было появление в конце 1953 года первого специализированного журнала, публиковавшего не только новеллы, относящиеся ко всем аспектам необычного, т.е. научную фантастику, фантастику, мистику и прочее, но и проблемные статьи, очерки, обзоры книжных новинок и кинофильмов. Это был журнал 'Фиксьон' ('Fiction') - французское издание американского журнала 'The Magazine of Fantasy and Science Fiction'. С интервалом в один месяц появился и другой аналогичный журнал 'Галакси', также французский вариант известного американского журнала 'Galaxу'. Если 'Галакси' потребовалось несколько лет, прежде, чем он решился предоставить свои страницы для соотечественников, то 'Фиксьон' практически с первого же номера начал публиковать наряду с новеллами Пола Андерсона, Клиффорда Саймака и других корифеев заокеанской научной фантастики и произведения французских писателей - сначала классиков, вроде Ги де Мопассана, Мориса Ренара и Жана де ля Ира, а затем и молодых (а иногда и не очень молодых) современников. Уже на протяжении нескольких первых лет читатель встретил в журнале имена писателей, многие из которых впоследствии с полным правом стали считаться творцами национальной фантастики. Это были Ален Доремье, Жак Стернберг, Франсис Карсак, Филипп Кюрваль, Жерар Клейн, Жан-Луи Буке, Шарль Эннеберг, Александр Ривемаль, Люси Дерэн, Пьер Лагард, Томас Оуэн и другие.
С опозданием на несколько лет вслед за 'Фиксьоном' и 'Галакси' появились и другие журналы, хотя по своему значению и продолжительности жизни ни один из них не мог сравниться с первопроходцами в этой области. Среди более молодых изданий первенствовал журнал 'Сателлит' ('Satellite'), 47 номеров которого, заполненных исключительно произведениями французских авторов, вышли с 1958 по 1963 гг. Несколько менее популярным был ежеквартальник 'Маржиналь' ('Marginal'), по своему характеру (отсутствие каких-либо редакционных материалов, статей и т.д.) скорее соответствовавший не журналу, а тематической антологии (вышло 16 номеров в 1973-1977 гг.). Заметным явлением были журналы 'Юнивер' ('Univers'), 30 номеров которого вышли с 1975 по 1990 г., и 'Антарес' ('Antares') - журнал выходил с 1981 по 1996(?) гг. и, по-видимому, скончался на 47 номере. Наконец, бабочкой-однодневкой мелькнул очень недолго просуществовавший журнал 'Орбит' ('Orbites'), всего 4 номера которого увидели свет в 1982 г.
Конечно, журналов фантастики во Франции было гораздо меньше, чем в США в период расцвета журнальных изданий - ведь были годы, когда одновременно издавалось до 35 наименований журналов, находивших, тем не менее, своего читателя. Артур Кларк как-то с юмором ответил на вопрос, существуют ли люди, ежемесячно читающие все эти журналы. Он сказал: 'Если и так, то было бы непонятно, как удается любителям фантастики получать огромные бандероли таким образом, чтобы этого не замечали охранники сумасшедших домов, в которых находятся эти фанатики'.
Шутки шутками, но немногочисленные выходившие во Франции в 50-80-х годах журналы фантастики решали, хотя и не всегда осознанно, несколько важных задач. Прежде всего, именно они познакомили французского читателя с культурой американского научно-фантастического рассказа, переживавшего в 40-х - 50-х годах свой золотой век, а также с наиболее яркими его представителями - Робертом Хайнлайном, Сирилом Корнблатом, Артуром Порджесом, Альфредом Бестером, Филиппом Фармером и множеством других. Во-вторых - и этот аспект был, пожалуй, еще более существенным - журналы явились сценой, на которой могли выступить с пробой пера первые послевоенные французские фантасты, еще не осмеливавшиеся браться за романы, но уже переполненные идеями небольших рассказов, для которых других возможностей публикации в то время просто не существовало. И, наконец, журналы, благодаря обратной связи с читателями, послужили центром кристаллизации для объединений любителей фантастики, постепенно превратившихся в мощное движение фэндома. И во многом виноват в этом крупнейший знаток фантастики Пьер Версэн, отвечавший в журнале 'Фиксьон' за рубрику 'Фэнактивность', в которой можно найти массу сведений о первых фэнзинах. Но эта обширная тема требует самостоятельного разговора.
Значение журналов научной фантастики для развития жанра было весьма ярко охарактеризовано в бельгийской газете 'Суар', где в ноябре 2004 года появилась статья, которую нельзя назвать иначе, как гимном в честь журналов фантастики. Цитатой из этой статьи мы и закончим вводные замечания к разделу о журналах.
'Да здравствует журнал. Без журнала нет научной фантастики. История этого жанра, эволюция его тем, изобразительных возможностей и образов неразрывно связана с журналами. 'Эстаундинг', 'Эмейзинг сториз', 'Гэлакси', 'Айзек Азимов мэгэзин' и 'Фэнтези энд Сайнс фикшн мэгэзин' для англосаксонской литературы, 'Фиксьон', 'Сателлит', 'Галакси' ('Галактика'), 'Солярис', 'Галакси' ('Галактики') и 'Бифрост' для франкоязычной сыграли и продолжают играть назаменимую роль издателя, критика, пропагандиста идей, сферы творчества. С огромным талантом играл эту роль знаменитый 'Фиксьон'. О его кончине, как и о кончине других журналов, таких, как 'Галакси' и 'Сателлит', сожалело множество любителей фантастики. Но сейчас можно перестать оплакивать отсутствие французского журнала фантастики, достойного этого имени. У нас есть 'Галакси' и 'Бифрост'. Они во многом различаются: 'Галакси' более мудрый, более уравновешенный журнал, тогда как 'Бифрост' характеризуется более бунтарским, более тревожащим характером.И в том, и в другом размещается высококачественная критика...'
B 90-е годы во Франции практически ежегодно появлялись новые профессиональные и полупрофессиональные журналы фантастики и фэнтези, публиковавшие не только прозу, но и критические и литературоведческие статьи, обзоры выходящей фантастики, последние новости фэндома и другую информацию: 1991 г.- 'Жест' ('La Geste'), 1992 г. - 'Презанс д'эспри' ('Presence d'esprits'), 1994 г. - 'Кибер Дрим' ('Cyber Dreams'), продержавшийся только до конца 1997 г. (но, кажется, подающий в последнее время признаки жизни), 1995 г. - 'Озон' ('Ozone'), получивший в 1998 году новое название - 'Сьянс-фиксьон магазин' ('Science-Fiction Magazine'); 1996 г. - 'Галактики' ('Galaxies') и 'Бифрост' ('Bifrost'); 1997 г. - 'Этуаль вив' ('Etoiles Vives') - последний после нескольких номеров превратился в периодически выходящий альманах. То и дело появляются и исчезают, иногда после первого же номера, многочисленные фэнзины, общее количество которых колеблется где-то между 2,5-3 сотнями.
В общем, в наши дни во Франции насчитывается четыре основных регулярно выходящих научно-фантастических (и смешанных, печатающих как научную фантастику, так и фэнтези) журнала, о которых будет сказано несколько подробнее.
До последнего времени во Франции выходили также следующие журналы, публикующие научную фантастику, фантастику и фэнтези:
'Жест' ('La Geste') - выходил с 1991 г. по ?
'Презанс д'эспри' ('Présence d'esprits') - выходил с 1992 г.по ?
'Кибер Дрим'('Cyberdreams')- ежеквартальник, выходивший с 1995 по 1998 г. (по некоторым данным, его собираются возродить).
Несколько слов также о посвященном исключительно фантастике в кино специализированном журнале 'Л'экран фантастик' ('L'écran fantastique'). Это выходящий два раза в месяц журнал, недавно преодолевший планку в 150 номеров. В каждом номере можно найти огромное количество сведений о фантастических фильмах (как игровых, так и мультипликационных) и их съемках, об артистах и режиссерах разных стран, о кинофестивалях, а также теоретические статьи, интервью с деятелями кинои так далее.
Во Франции существует также до десятка журналов, печатающих преимущественно фэнтези, мистику, ужасы, фантастику и, гораздо реже, научную фантастику. Это, прежде всего, 'Эмблем' ('Emblèmes'), 'Фэйри' ('Faeries'), 'Асфодaль' ('Asphodale'), 'Тенебр' ('Ténèbres') (кажется, журнал перестал выходить), 'Ле визаж вер' ('Le visage vert'), 'Озимандиас' ('Ozymandias'), 'Химера' ('Khimaira').
Следует также иметь в виду, что не всегда по имеющимся сведениям можно определить, является ли тот или иной журнал профессиональным, или это хорошо и регулярно издаваемый фэнзин. А уж настоящих любительских фэнзинов во Франции издается до двух-трех сотен, от случайных ('одноразовых') до регулярно выходящих годами.
К числу немногочисленных журналов, выходивших в свет с 50-х по начало 90-х годов, относятся такие журналы, как 'Фиксьон' ('Fiction', 412 номеров в 1953-1990 гг.); 'Галакси' ('Galaxie', 65 номеров в 1953-1959 и 158 номеров в 1964-1977 гг.); 'Сателлит' ('Satellite', 47 номеров в 1958-1963 гг.); 'Маржиналь' ('Marginal', 16 номеров в 1973-1977 гг.) - уточним, что это был скорее не журнал, а тематическая антология; 'Орбит' ('Orbites') (4 номера в 1982 г.), 'Юнивер' ('Univers', 30 номеров в 1975-1990 гг.); 'Антарес' ('Antares') - журнал выходил с 1981 по 1996(?) гг., по-видимому, выпуск журнала закончился на 47 номере.
Были в 50-е - начало 90-х годов во Франции и другие журналы фантастики, но продолжительность их жизни была, как правило, небольшой. Так, журнал 'Сателлит' ('Satellite') просуществовал с 1958 по 1963 год, а журнал 'Орбиты' ('Orbites') и вообще продержался менее года (в 1982 году вышло всего 4 номера). Наиболее длительный срок существования (с 1975 по 1990 год) выпал на долю журнала 'Юнивер' ('Univers') - формально он выходил с 1975 по 1990 г., но при этом только первые 19 номеров были ежеквартальным журналом, а с 1980 г. журнал превратился в ежегодную антологию (таких антологий вышло 11). Примерно такой же антологией, но выходившей раз в квартал, был 'Маржиналь' ('Marginal') - за период с декабря 1973 года по март 1977 года появилось 15 номеров
Все эти журналы сыграли исключительно важную роль в становлении во Франции научной фантастики.
Подготовил И.Найденков
Вебмастер: Сергей Тарасов | Координатор: Андрей Новиков |
Home: http://tarranova.lib.ru/FR_SF/ |