Назад


'Фиксьон' ('Fiction')


Журнал был создан Морисом Рено и Жаком Бержье. Его первый номер вышел в октябре 1953 года.

'Переход от странного к удивительному совершенно неощутим, и читатель оказывается погруженным в фантастику, не успев осознать, что его мир остался далеко позади'. Этой цитатой из эссе Проспера Мериме о Николае Гоголе долгое время начинался очередной номер журнала. Редакция таким образом подчеркивала, что 'Фиксьон' - журнал не просто фантастики и научной фантастики, но и любой литературы, имеющей отношение ко всему странному, необычному. Еще более откровенно об этом говорилось в подзаголовке, который гласил: 'Литературный журнал для всех, кто интересуется романтическими произведениямив области странного, фантастического и сверхъестественного, а также научного предвидения'. В выходных данных сообщалось, что это французское издание американского журнала 'The Magazine of Fantasy and Science Fiction', в связи с чем основной объем журнала слагали переводные произведения (новеллы, довольно редко - романы), опубликованные на страницах американского родственника. Благодаря журналу 'Фиксьон', французские читатели познакомились с такими крупнейшими американскими авторами, как Пол Андерсон, Рэй Брэдбери, Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, Альфред Бестер и множеством других. Примечательно, что каждому произведению, будь то роман или новелла, придавалась краткая редакционная аннотация со сведениями об авторе.

С самого начала редакция взяла курс на публикацию произведений не только американцев, но и своих соотечественников. Уже в первом номере были помещены две новеллы французских авторов, хотя и извлеченные из архивов. Это были 'Рука' Ги де Мопассана, впервые опубликованная в 1875 году, и 'Война с Луной' Андре Моруа, появившаяся в 1928 году. В течение первого же года с журналом начали сотрудничать наиболее видные французские фантасты тех лет, в том числе Шарль Эннеберг и Ив Дермез; через короткое время в журнале появились и имена молодых авторов: Жака Стернберга, Франсиса Карсака и Алена Дормье в 1954 году, Филиппа Кюрваля в 1955, Жерара Клейна и Жюли Верланже в 1956 году. Среди дебютантов, которым журнал открыл дорогу в литературу, можно также упомянуть Жана-Пьера Андревона, Мишеля Демюта, Мишеля Эрвейна и многих других.

Журнал выходил до февраля 1990 года, закончив свое существование на 412 номере. Сейчас его рассматривают не только как трамплин для молодых французских фантастов, но и как гигантскую базу данных, посвященных фантастике. Это около 70 000 страниц рассказов, романов, статей, биографических очерков, рецензий на книги, кинофильмы и альбомы комиксов. Все, что имело отношение к фантастике, рано или поздно появлялось на страницах 'Фиксьона'. Достаточно отметить, что всего в 412 номерах журнала были опубликованы произведения более чем 2000 авторов, как англоязычных, так и французских. Изредка проскальзывали новеллы, переведенные с итальянского, немецкого, испанского и даже русского (И.Ефремов, А.Казанцев, А.Толстой, Т.Толстая) языка. Стоит упомянуть, что у его руля за 36 лет сменилось несколько человек. После создателя журнала и его первого главного редактора Мориса Рено, 'Фиксьоном' с 1957 по 1974 год руководил известный писатель и знаток фантастики Ален Дормье. Его сменил ненадолго Даниэль Риш, затем на некоторое время пост главного редактора снова занял Ален Дормье. Последним капитаном, не покидавшим командирский мостик до самого конца, был писатель Даниэль Вальтер.

В 1959 году был выпущен специальный внеочередной номер, явившийся первой антологией французского научно-фантастического рассказа. В нем были опубликованы рассказы Баржавеля, Карсака, Кюрваля, Клейна, Эннеберга, Штейнера, Стернберга и др. Позднее появились и другие внеочередные номера (всего до 1984 года вышло 34 выпуска), посвященные фантастической новелле как Франции (это были номера 2, 4, 5, 12, 18, 25, 26, 28 и 34), так и других стран - Англии и США (?3), Италии (?6) и Германии (?29). Кроме того, был выпущен ряд тематических номеров, посвященных новелле ужасов (??7, 10), новелле американского 'золотого века' (?? 8,9,19, 21) и др.

Закончим историю жизни и смерти журнала на оптимистической ноте. В начале 2005 года в прессе промелькнуло сообщение, что одно из издательств, специализирующихся на выпуске научной фантастики, собирается возродить легендарный 'Фиксьон'. Решилось на столь смелый шаг издательство 'Мутон электрик', что дословно переводится как 'Электрические бараны', хотя для русскоязычного знатока фантастики ближе было бы название 'Электроовцы' (см. известный роман Ф.К.Дика). Это будет по-прежнему французское издание все того же американского журнала 'The Magazine of Fantasy and Science Fiction', но в киосках и магазинах читатель увидитне ежемесячный журнал, а антологию, выходящую два раза в год.



Назад