|
После спокойной юности в родном Авиньоне Буль переезжает в Париж, где получает техническое образование. Сразу после этого его жизнь круто изменяется; он уезжает на Дальний Восток, где начинаются сплошные приключения, в последующем в том или ином виде находящие отражение в его романах как сюжетная основа. Проведя несколько лет в Малайзии, где ему пришлось побыть в шкуре плантатора, Буль призывается в действующую армию и отправляется в Индокитай. Он храбро сражается в Бирме против японцев (воспоминаниям о военном периоде потом будут посвящены наиболее яркие страницы его книг). В 1950 г. Буль возвращается во Францию, где публикует свой первый роман "Малайское святотатство" ("Le sacrilege Malais", 1951), оставшийся почти незамеченным.
Затем последовал роман "Мост через реку Квай" ("Le pont de la riviere Kwai", 1952), завоевавший более широкую известность благодаря одноименному фильму, в 1957 году поставленному в США. Буль становится профессиональным писателем и выпускает один за другим романы "Палач" ("Le bourreau", 1954), "Испытание белых людей" ("L'epreuve des hommes blancs", 1955), "Ремесло господа Бога" ("Un metier de Seigneur", 1960). В 1963 году из печати выходит его первый научно-фантастический и весьма широко известный роман "Планета обезьян" ("La planete des singes"), по которому Франклин Шаффер ставит в 1967 году одноименный фильм, завоевавший всемирную известность.
Нельзя не заметить, что "Планету обезьян" читатели обычно воспринимают не столько как фантастическое произведение, сколько как философскую притчу. В "Карманной энциклопедии НФ" Жак Гуамар и Клод Азиза пишут: "Как в "Персидских письмах" Монтескье, в "Планете обезьян" речь идет о том, чтобы показать наше общество, увиденное совершенно чужим взглядом под новым углом. У Монтескье на нас смотрит Перс, у Буля - обезьяны".
После "Планеты обезьян" появляются еще несколько научно-фантастических романов: "Сад Канашимы" ("Le jardin de Kanashima", 1964), в котором описывается лунный марафон, победа в котором достается Японии, "Игры разума" ("Les jeux de l'esprit", 1971), острый памфлет на политическое устройство нашего общества, в котором Буль с вольтерианским чувством юмора издевается над создавшими всемирное правительство учеными и их безрезультатными попытками изменить природу человека, "Джунгли подслушивают" ("Les oreilles de jungle", 1972) о вьетнамской войне и "Добрый Левиафан" ("Le bon Leviathan", 1978), затрагивающий проблему возможной экологической катастрофы. Но гораздо чаще Буль обращается к реалистической прозе. Он публикует романы "Энергия отчаяния" ("L'energie du desespoir", 1981), "Отблески" ("Miroitements", 1982), "Кит Малуин" ("La baleine des Malouines", 1983) и др.
Буль написал также небольшое количество рассказов, вошедших в сборники "Сказки абсурда" ("Contes de l'absurde", 1953), "Е=МС2" (1953), "Милосердные истории" ("Histoires charitables", 1965) и "Ибо это абсурдно" ("Quia Absurdum", 1970).
В недавно (в 2001 году) вышедшем во Франции "Словаре франкоязычных писателей" о произведениях Буля сказано, что это ":философская сказка, в которой рассказчик с горькой усмешкой на лице оказывается где-то между Вольтером и Камю; его усмешка никогда не доходит до юмора, но часто граничит с гротеском...".
Произведения Буля сравнительно часто переводились на русский язык и включались в различные антологии (в частности, в антологию "Фантастика века").
И.Найденков
Произведения Буля в библиотеке Мошкова:
Вебмастер: Сергей Тарасов | Координатор: Андрей Новиков |
Home: http://tarranova.lib.ru/FR_SF/ |